Рассказать о преступлении раскольникова

Содержание
  1. История создания романа «Преступление и наказание»
  2. Начало работы
  3. Процесс написания
  4. Реакция современников
  5. Теория Раскольникова: всё, что нужно знать о герое романа
  6. Суть теории Раскольникова
  7. Список основных положений теории Раскольникова
  8. Крах теории Раскольникова в романе “Преступление и наказание”
  9. Основные причины преступления Раскольникова: что побудило на убийство
  10. Создание произведения
  11. Суть романа и основные персонажи
  12. Преступление Раскольникова
  13. Палач или жертва
  14. Разлом души
  15. Сочинение Причины преступления Раскольникова
  16. Вариант 2
  17. Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе Достоевского Преступление и наказание с цитатами
  18. Кратко мое мнение
  19. «Преступление и наказание»: характеристика Родиона Раскольникова из повести Федора Достоевского
  20. Факты о герое
  21. Внешние черты Раскольникова
  22. Характер и внутренний мир Раскольникова
  23. Идейная борьба Раскольникова
  24. О преступлении и наказании
  25. Роль Сонечки Мармеладовой в судьбе Раскольникова
  26. Несколько выводов из романа «Преступление и наказание»

История создания романа «Преступление и наказание»

Рассказать о преступлении раскольникова

В 1850 году Достоевского отправили на каторгу в Омск. Именно этот сложный опыт и стал моментом зарождения идеи романа «Преступление и наказание».

Позже Фёдор Михайлович писал брату: «Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман.

Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…». Размышляя над романом, писатель собирался построить повествование в исповедальной форме от лица главного героя. Все тревоги, терзания, душевные метания, каторжный опыт должны были стать основой произведения.

Но акцент ставился не только на глубоких личных переживаниях Родиона Раскольникова, но и на поведении и личностях других персонажей — сильных, поправших многолетние убеждения героя.

Иллюстрация Д.Шмаринова

Физическая утомлённость, сложная жизнь ссыльного каторжного не позволили приступить к произведению в Омске. Однако писатель уже хорошо обдумал сюжет будущего произведения.

Не только преступление, не только наказание, а вся жизнь людей девятнадцатого века в её неприкрытой и, порой неприглядной, действительности: «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман».

Несмотря на то что замысел книги вынашивался несколько лет, основная мысль об обыкновенном и необыкновенном человеке родилась лишь в 1863 году в Италии.

За долгие шесть лет, пока роман «Преступление и наказание» был лишь задумкой, Достоевской написал несколько произведений: «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья». Все книги повествовали о судьбах бедняков и их противостоянию жестокой реальности.

 8 июня 1865 года Фёдор Михайлович предложил свой роман «Пьяненькие» издателю журнала «Отечественных записок» А.А. Краевскому. Именно в этом произведении появились персонажи семьи Мармеладовых. Однако писатель получил отказ.

Остро нуждаясь в деньгах, Достоевский заключил договор с другим издателем на сложных для него условиях: он отдавал права на свои собрания сочинений в трёх томах и обязался написать новый роман к первому ноября следующего года.

Начало работы

Совершив сделку, Достоевский расплатился с кредиторами и отправился за границу. Но, будучи азартным игроком, всего за пять дней писатель проиграл все свои деньги и вновь оказался в сложном положении.

В месте, где он тогда остановился (Висбаден, Германия), ввиду того, что постоялец оказался неплатежеспособен, хозяева отеля отказали ему сначала в обедах, а затем и в свете.

Вот тут и пришло время для создания романа: в отсутствие света и еды Достоевский начал работать над книгой, которая станет одной из величайших в мировой литературе.

Чтобы успеть дописать роман к установленному сроку, Достоевскому пришлось работать очень спешно. Про свой труд он пишет, что это — «психологический отчёт одного преступления».

Именно здесь, в отеле, задумка романа изменилась — это была уже не просто исповедь человека, совершившего преступление.

Писатель добавил уже когда-то придуманные и описанные события про сложную судьбу одной семьи — так появилась история Мармеладова в романе «Преступление и наказание». В итоге, повествователем стал сам автор, а не персонаж-убийца.

Считается, что сюжет про убийство старушки-процентщицы топором был подсказан писателю реальным преступлением. В январе 1865 года двадцатисемилетний житель Москвы Герасим Чистов, раскольник по своим религиозным убеждениям, убил двух пожилых женщин топором и украл ценные вещи и деньги.

Известно, что Достоевский был знаком с отчётом по этому делу и, видимо, взял за основу историю этого преступления. Причину же убийства, совершенного Раскольниковым, автор объяснял просто: старуха была глупая и злая, никому не нужная, а её деньги могли бы спасти родных и близких юноши.

Процесс написания

В ноябре 1865 года Достоевский признал негодным написанный материал и уничтожил записи, приступив к написанию снова. Теперь к прежним задумкам добавилась новая мысль.

Раскольников не просто хочет убить и ограбить старушку, своим поступком он буквально желает облагодетельствовать окружающих: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость.

Я вступлюсь. Я хочу вступиться».

Поскольку подошёл срок сдачи работы издателю, а роман был не готов, Достоевский прерывается на написание своего другого романа — «Игрок».

Исполнив тем самым обещание, данное издателю, Фёдор Михайлович вновь возвращается к «Преступлению и наказанию». Через месяц писатель представил начальные страницы романа издателю журнала «Русский вестник» М.

 Каткову и затем отправлял роман частями по мере написания. В 1866 году «Русский вестник» напечатал первую часть книги.

Финал романа давался автору нелегко. Раскольников стал сложным персонажем, мотивы его поступков усложнились, характер будто раздвоился. Родион одновременно и любил людей, и ненавидел.

Иллюстрация Д.Шмаринова

Напечатанное в журнале пользовалось большим успехом у читателей. Дописывался роман в России в подмосковном имении сестры. К концу года работа была закончена. В рабочих тетрадях Фёдора Михайловича осталось множество записей, позволяющих постигнуть всю глубину размышлений и терзаний автора. Писатель выбирал, оставить ли двойственность характера Раскольникову или нет.

Решив, что герой в своих «метаниях» более полный, Достоевский сделал акцент на смене характеров и взглядов юноши. Именно в окончательной версии романа появилась та самая наполеоновская идея о «тварях дрожащих» и «властелинах». Теперь Раскольников уже не просто спаситель, но и тщеславный человек, алчущий власти: «Я власть беру, я силу добываю — деньги ли, могущество ль — не для худого.

Я счастье несу».

Такой персонаж, как Раскольников не мог просто кончить самопрощением, судом или самоубийством. Достоевский желал создать финал спасения Богом раскаявшегося грешника. Однако представителем такого высшего суда стал не Христос, а человек — Сонечка Мармеладова. В последней редакции романа Достоевским было записано: «Идея романа. I.

 Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, — есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья.

Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом „за“ и „против“, которое нужно перетащить на себе». А заканчиваться произведение должно было словами: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека».

Однако, как мы знаем, «Преступление и наказание» заканчивается совсем другими строками.

Реакция современников

Сотрудничество Достоевского с журналом «Русский вестник» начиналось необычно. После того, как писатель отправил Каткову план романа, издатель отправил в Висбаден аванс без каких-либо уточнений. К тому времени Достоевский уже покинул город, так и не получив деньги вовремя.

Далее писатель отправил первые листы «Преступления и наказания», однако никаких писем с откликом от редакции не получил. Тянулись недели, а Достоевский так и не мог осознать судьбу своего романа.

Окончательно истерзавшись, писатель отправил письмо, где просил, в случае неприятия произведения, свою рукопись обратно.

Наконец от издательства поступил ответ, в котором редакция объясняла заминку и сообщала, что начало уже поступило в печать. Позднее Достоевскому стало известно, что его роман буквально спас журнал — в писательстве наступило «затишье», ничего не поступало ни от Тургенева, ни от Толстого.

В это самое время и пришли первые страницы «Преступления и наказания». Редакция опасалась Достоевского, но ввиду затруднений согласилась печатать его роман.

Неожиданно сотрудничество стало удачным для всех: Достоевский получил так нужные ему деньги, а тираж журнала благодаря интересному произведению резко увеличился.

Современники же по-разному оценивали роман. Одни критики (например, Г. Елисеев) страстно нападали на писателя, ругая писателя за излишнюю озлобленность, неэстетичное описание местности и обстановки (Н. Ахшарумов), осуждение существующего уклада жизни и студенчества в целом.

В журнале «Искра» Достоевского называли чуть ли не плагиатчиком и писателем карикатур с нигилистов.

В произведении видели намёки на то, чего роман ни в коем случае не нёс, например «Неделя» осуждала за параллель между людьми, занимающимися естественными науками, но становящимися убийцами и проститутками.

Каждый критик, согласно личным убеждениям, видел в романе что-то своё. Например, Д. Писарев считал, что причина поведения Раскольникова таится лишь в его материальных трудностях. Не было бы стеснённых обстоятельств — не было бы и безумных идей. Пустой карман стал настоящей причиной «заражения» Родиона, а развившаяся теория и последствия — буйным цветом расцветшая болезнь.

Несмотря на претензии критиков «Преступление и наказание» стало великим и признанным произведением уже при жизни Ф.М. Достоевского. В Европе писатель был известен ещё задолго до своих значительных романов. После выхода романа «про убийство старушки» произведение было переведено на другие языки: на немецкий — в 1882 году, на французский — в 1884 году и на английский — в 1886 году.

На сегодняшний же день в мировой литературе романы Достоевского и, в частности, «Преступление и наказание» признаны одними из самых значительных произведений всех времён и народов.

Из учебника «Литература. Базовый и углубленный уровень. 10 класс» можно почерпнуть подробные сведения о произведениях классической русской литературы XIX века.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/istoriya-sozdaniya-romana-laquo-prestuplenie-i-nbsp-nakazanie-raquo/

Теория Раскольникова: всё, что нужно знать о герое романа

Рассказать о преступлении раскольникова

Писатель Ф.М. Достоевский написал роман “Преступление и наказание” в далёком 1866 году, но идеи, которые заложил автор в своём произведении и по сей день будоражат умы читателей по всему миру.

Фотопортрет Ф.М. Достоевского, автора “Преступления и наказания”

Главный герой романа – Родион Раскольников – нетипичный герой русской литературы. Он – глубоко мыслящий человек и в первую очередь очень интересная личность, со своими убеждениями, мыслями и принципами, которые в дальнейшем сыграли с героем злую шутку.

Родион Раскольников придерживался определённой теории о превосходстве одних людей над другими. Свято веря в свою идею, герой совершает крайне неоднозначные, ужасные поступки, искренне веря, что творит благое дело. Попытаемся разобраться в чём смысл и значение теории Раскольникова, кратко перечислим её положения и узнаем, почему данная теория потерпела крах.

Суть теории Раскольникова

Теория Раскольникова в “Преступлении и наказании” на первый взгляд может показаться сложной для понимания, но на самом деле она довольно проста.

Главный герой разделил весь род человеческий на две категории: “обыкновенных” и “необыкновенных” людей.

В то время как “необыкновенный” человек имеет право совершать любое преступление и нарушать закон, если считает это нужным, “обыкновенный” человек должен жить в подчинении и не имеет права нарушать закон.

Роковой момент совершения преступления

Чтобы лучше понять, в чём смысл этой опасной идеи о социальном неравенстве, процитируем, как сами герои литературного произведения понимали, что несёт в себе теория об “обыкновенных” и “необыкновенных” людях. Один из важнейших персонажей романа Достоевского Порфирий Петрович резюмировал суть теории Раскольникова следующим образом:

Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.

Даже не мотря на то, что на страницах книги герой Порфирий Петрович представляется нам душевным и сочувствующим человеком, он не может понять и не принять идеи Раскольникова.

Он спорит с главным героем, его переполняют чувства негодования и недоумения.

Список основных положений теории Раскольникова

Если попытаться проанализировать реплики главного героя романа “Преступление и наказание” об “обыкновенных” и “необыкновенных” людях, то можно кратко выделить следующие положения его философской теории:

  1. Все люди делятся на две категории: “обыкновенные” и “необыкновенные”;

  2. “Обыкновенный” человек должен жить в подчинении, он не имеет права нарушать закон, потому что он “обыкновенный”;

  3. “Необыкновенные” люди, напротив, имеют право совершать любые преступления и нарушать закон, когда считают это нужным;

  4. “Необыкновенность” человека определяется наличием у него дара или таланта произносить “новое слово”. Именно такие люди двигаю цивилизацию вперед к новым высотам и достижениям;

  5. Только “необыкновенный” человек имеет право решать, переступить ли через закон или любое другое общественное или моральное препятствие, стоящее на пути практического осуществления его идеи;

  6. Все “необыкновенные” люди, способные дать обществу что-то новое, не должны подчиняться общему закону, потому что в противном случае они перестают быть “необыкновенными”;

  7. Такие “право имеющие люди” своими открытиями создают новые законы, и поэтому они должны иметь возможность избавляться от ненужных по их мнению людей, чтобы сделать свои идеи известными всему человечеству.

Арт-иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского

Крах теории Раскольникова в романе “Преступление и наказание”

Очевидно, что философская теория Раскольникова провалилась сразу же после того, как он совершил преступление, убил человека. Главный герой понял, что не может спокойно жить с мыслями о деянии, которое совершил. В этот момент он осознал, что его теория обречена на провал. Но почему?

Ответ довольно прост. Всё потому, что согласно его же, Родиона Раскольникова, теории, “необыкновенные “люди никогда не спрашивают себя, могут ли они сделать что-то, противоречащее принятым нормам общества.

Такие личности никогда не сомневаются, они уверены в правоте и необходимости своих действий.

Из-за того, что Раскольников сам задавался вопросом, способен он на убийство или нет, он уже не мог считать себя “необыкновенным” человеком в своих собственных глазах.

Сам Ф.М. Достоевский в одном из своих писем называл теорию Раскольникова “странной”. Можно сказать, что в ещё большей степени она бесчеловечная, негуманная, ужасающая, ведь ни одна теория, идея не стоит жизни человека.

Ранее мы рассматривали социальные и философские истоки теории Раскольникова.

Источник: https://www.all-theories.com/post/%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B2%D1%81%D1%91-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BE-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B5-%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Основные причины преступления Раскольникова: что побудило на убийство

Рассказать о преступлении раскольникова

Среди книг Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — наиболее популярный роман. В период затворничества на каторге писатель успел пообщаться с уголовниками.

Анализируя типы людей вокруг себя, автор сделал вывод, что отмена крепостного права сильно повлияла на всех. Людям не хватало средств на жизнь, поэтому они грабили и убивали.

Страшное отчаяние — вот каковы причины их преступления. Раскольникова подтолкнуло совершить убийство оно же.

Создание произведения

На фоне общения с разносортными преступниками у Ф. М. Достоевского зародилась идея для романа, наполненного драмой и внутренними конфликтами.

Изначально автор хотел описать только переживания главного героя Раскольникова, но в процессе работы понял, что его огромный труд не может обойтись без раскрытия дополнительных персонажей и их внутренних тревог. Сюжету было необходимо более углубленное развертывание проблемы.

Раскритиковав собственную работу, Достоевский сжег первый вариант произведения и создал с самого начала уже таким, каким его знает читатель сегодня.

Важную роль играет и название книги. Оно менялось на протяжении всего процесса написания. Суть названия, прежде всего, раскрывается во внутренних переживаниях и муках героя, а не только в его преступлении, потому что совершение зла наказуемо и последствия не заставят себя долго ждать в любом случае.

Работа над произведением продолжалась в течение года, и роман в результате был опубликован в известном журнале «Русский вестник». А спустя 20 лет книгу перевели на множество языков.

«Преступление и наказание» привело к бурной реакции литературного общества. Упомянутую Достоевским тему еще долгое время поднимали и другие писатели, проводились театральные выступления и экранизации романа.

В произведении показан творческий мир автора как отдельный организм, где все мелочи и подробности важны. У писателя получилось объяснить и передать идею «сверхчеловека» и изобразить опасность, которая его ждет, если он захочет стать особенным. Мир Достоевского полон описаний жизни столичной бедноты и сочувствия автора к униженным и оскорбленным.

Суть романа и основные персонажи

Ф. М. Достоевский изобразил в своем произведении нищету и проблемы общества XIX века. Это социально установленные условия, противоречия, связь общества и личности, нравственная ответственность, человек и закон.

Роман начинает повествование с 1865 года в Петербурге — неприветливом, но очень любимым городом для писателя. Достоевский не показывает высшее общество. Он делает акцент на бедных слоях населения, где царит голод и пьянство, безысходность толкает людей на занятие проституцией. Роман раскрывает главное разграничение, объясненное Мармеладовым в трактире:

  1. Бедняки, которые стараются сохранить собственное благородство и чувство достоинства.
  2. Нищие люди, перестающие себя уважать, доходят до морального разложения. Например, семья Мармеладовых, где бедность превращается в беспробудный кутеж, обесчеловечивание, женскую проституцию.

Жизненный порочный круг преследует персонажей «Преступления и наказания». Это касается и Родиона Раскольникова — молодого человека с философским образом мышления.

Его семья души не чает в нем, да и сам герой готов отдать свои последние деньги нуждающимся людям.

Раскольников предстает перед читателем не заурядным, а очень многосторонним персонажем, поэтому вдвойне интересно наблюдать за его психологическими рассуждениями и поступками.

Важную роль играет и старуха-процентщица — титулярная советница, которая дает деньги в залог. Ее существование не понятно главному герою, ведь он считает ее глупой и никому не нужной. В этот момент в его голове возникает, сбивающая с правильного пути, сподвигнущая на действия, мысль: убить старуху, ограбить и тем самым получить некую власть, способную помочь его родным.

Достоевский в своем романе развивает «идею Наполеона», когда все люди делятся на два типа:

  1. «Тварь дрожащая» — это большинство, никто из них не способен изменить что-то к лучшему и исправить свое состояние.
  2. «Властелины» — это меньшинство, оно готово с рождения управлять другими людьми, стоять вне закона и, как Наполеон, переступить через ограничения и прервать порядок.

Раскольников разделяется на два типа: на человека, способного пожертвовать всем ради других, и на того, кто их презирает. Ф. М.

Достоевский делает акцент на том, что молодой человек не сможет простить себя даже благодаря обычному суду или крику собственной совести.

Его может спасти только суд Сонечки Мармеладовой, влияние которой помогает главному герою встать на путь истинный и найти искупление в вере. Самая главная идея романа — перерождение потерянной души и приобщение героя к миру обычных людей.

Преступление Раскольникова

Раскольников — студент, которому пришлось бросить учебу по причине недостатка средств. Сестра героя, Дуня, пытается помочь Родиону, устраивается на должность гувернантки к зажиточным помещикам и терпит от них постоянные унижения.

Главный повод для преступления кроется в тяжком материальном положении героя и его семьи. Признав, что старуха-процентщица ужасный человек и без нее мир станет лучше, он берет топор и приходит к ростовщице домой.

Незадолго до этого происшествия Родион услышал беседу о том, что старуха ужасно обращается со своей сестрой, а завещание написала на церковный приход. Герой убеждается в правильности своего решения убить ростовщицу.

Но ее сестра Лизавета неожиданно возвращается домой и почти уничтожает его задумку. Не понимающий, как лучше поступить, Раскольников убивает обеих.

Родион Раскольников — уникальный преступник, потому что совершает убийство старухи Алены Ивановны под воздействием своих философских рассуждений, которые исходят от осознания того, что не он один страдает от нищеты. И в этом герой ищет себе оправдание. Понимание такого факта способно побудить Родиона на поиск спасения от социальной несправедливости, бесправия и безысходности.

Автор изображает Родиона как очень всестороннего и глубокого персонажа, который делится своими мыслями по этому поводу еще до содеянного. Он написал материал «О преступлении» для местного издания, где рассказывает свою теорию, что люди делятся на два типа:

  1. Простой народ, неспособный ничего изменить, «расходный материал» на пути к великому замыслу.
  2. «Наполеоны», которым позволено буквально все, даже заставлять других людей унижаться.

После совершенного преступления Раскольников соотносил себя со вторым типом, потому что старуха-процентщица обогащалась за счет чужого горя, а значит избавление от нее — это прогресс на пути к цели. Так он объясняет причину свершенного им злодеяния.

Однако Родион испытывает чувство вины за смерть ее сестры Лизаветы, потому что она совершенно ни в чем не провинилась, просто оказалась нежелательным свидетелем.

В итоге Раскольников подвергает анализу свою теорию «сверхчеловека», а обстановка вокруг давит на психику героя и навевает неприятные мысли.

Преступление оборачивается для главного героя нравственными противоречиями, чувством вины и отдалением от семьи. Он признается в проступке только Соне Мармеладовой, которая старается поддержать его и восстанавливает в нем веру в людей и мир.

Палач или жертва

Внутренние переживания и судьба Родиона Раскольникова отражают все острые конфликты русской жизни того времени. Они повлияли на мировосприятие персонажа, раздвоенное сознание, столкновение в его голове добра и зла.

Главный герой в начале романа предстает перед нами гордым и с ясными мыслями. Он переживает за жизнь людей вокруг него и чувствует несправедливость. Ф. М.

Достоевский описывает бездушные унижения нищей прослойки общества, которые пробуждают в Раскольникове мысли о подлом устройстве мира.

Он постоянно сталкивается с самодовольными и эгоистичными людьми и постепенно формирует в своем сознании решение этой проблемы.

Герой воспринимает себя «Наполеоном», однако пока только пытается убедиться в этой идее. И преступление, которое он совершает, — это попытка узнать, насколько просто ему удастся нарушить закон ради всеобщего блага и безнаказанно пролить кровь.

Совершенное героем, это следствие его великой задумки, которая появилась из-за обстоятельств жизни: нищеты, бессердечия людей, несправедливости. Раскольников сталкивается с безысходностью и отчаянием Мармеладова, трагической судьбой Сони, которой приходится заниматься проституцией, чтобы помочь семье, мучениями детей, которые растут в обществе отца-пьяницы и смертельно больной матери.

Став свидетелем всего этого ужаса, Раскольников пытается найти выход из жизненного тупика и приходит к своей великой задумке. Достоевский проводит главного героя от идеи к страстному желанию исполнить план, начертил ему путь. Но преступление Роскольникова разрывает его душу на части, и он не знает, где истина, а где бред.

Когда главный герой начинает бунтовать против закона и порядка, у него происходит отторжение веры в Бога. Объясняется это тем, что Родион считает, что это всего лишь предрассудки совести, и их можно легко отбросить. Раскольников уверен, что человек-«властелин» может переступить через любую нравственную преграду, потому что он не «тварь дрожащая».

Разлом души

Однако теория, возникшая в разуме героя, оказывается не способом излечения общества, а скорее первым толчком на пути к расколу Родиона, к заболеванию. И самая важная мысль, преследующая его, что исправить он уже ничего не может. На место человека с «наполеоновскими планами» приходит «тварь дрожащая», потерявшая свое место в жизни и живущая в бесконечном страхе перед разоблачением.

Совесть гнетет Раскольникова и психологически давит на него, ведь на самом деле он человек хороший и готов помогать людям. Просто идея помощи оказалась неверной и стала самой главной ошибкой главного героя.

Источник: https://na5.club/literatura/sochineniya/prestuplenie-i-nakazanie/prichiny-prestupleniya-raskolnikova-v-romane-dostoevskogo.html

Сочинение Причины преступления Раскольникова

Рассказать о преступлении раскольникова

В данной статье мы разберемся в причинах и мотивах, основываясь на которые, главный герой романа “Преступление и наказание” Раскольников решился на совершение преступления. Оправдывать главного героя мы не будем, как и других преступников.

В начале романа, можно предположить, что Раскольников идет на преступления ради получения материальных благ старухи. Финансовое положение Раскольникова очень скудно, и он хочет стать богаче. Но, все равно, это не главная причина убийства. Он внушил себе в голову гипотезу, что люди делятся на два класса.

Есть простолюдины и необычные люди, которым дано большее чем остальным. Себя он относит к гениальным людям, которым присуще стать великим. Решившись на убийство, он хочет проверить свою теорию. Таким образом, пытается доказать себе и окружающим, что относится к элитному обществу, которое обычные люди понять не в состоянии.

Главном кумиром для Раскольникова является Наполеон, который ни перед кем не преклонялся и жаждал захватить весь мир.

Все эти противоречия набирали силу в душе главного героя. Давайте выясним, что подтолкнуло главного герою к такому шагу. Старуха, которой он платит за комнату, вызывало отвращение и неуважение. Раскольников сделал вывод, что она не достойна жить на этой земле и в его руках ее судьба.

Старуху он считает жадной, алчной женщиной, которая отличалась жестокостью и преследовала постоянно свои цели. Такие выводы он делает из того, что старуха дает деньги людям в кредит под большой процент, в качестве залога оставляя, при этом, свою сестру.

Старуха составила завещание, в котором после ее смерти все средства переходят в собственность монастыря. При таком исходе родная сестра остается ни с чем.

Перед как решится на убийство, Раскольников становится свидетелем разговора двоих мужчин в трактирном доме. Из разговора он узнает, что старуха, всячески, пытается обмануть людей любым способом ради получения собственной выгоды.

Постоянно подвергает издевательствам свою родную сестру. Он делает вывод, что ненависть к старухе испытывают все окружающие. Незадолго до злодеяния Раскольников знакомится с Мармеладовым. Тот рассказывает ему, про историю Сони.

Соня зарабатывает на жизнь низменным ремеслом. Этот рассказ производит на главного героя огромное впечатление и вызывает жалость к Соне. Раскольникову приходит письмо от матери.

Из этого письма, он узнает, что его родная сестра выходит замуж за Лужина, которого он считает негодяем и подлецом. Раскольников знает о том, что он издевается над его сестрой и постоянно ее унижает. Он считает себя виноватым в том, что события так развиваются.

Раскольников осуждает свою сестру за то, что она выходит замуж ради денежных средств.

Вариант 2

«Преступление и наказание» – одно из самых известных произведений Ф.И. Достоевского. В нём, как и во многих других, автор пытается анализировать множество проблем: нравственных, философских, социальных. Этот анализ он проводит на основании преступления главного героя Родиона Раскольникова.

Суть преступления была такова, что герой убивает старуху-процентщицу, а затем случайно её беременную сестру. Казалось бы, убийство ради денег.

Но преступление началось ещё задолго до этого, когда Раскольников создаёт теорию об обычных и необычных людях. Суть в том, что необычные люди – «право имеющие», могут ради достижения благой цели убивать других.

Материалом для этого служат обычные люди – «твари дрожащие», которые созданы только чтобы поддерживать жизнь на земле.

Таким образом, главный герой хочет доказать себе, что он великий человек как Наполеон, поэтому убивает старуху. Он считает это благим делом, ведь старуха даёт деньги на невыгодных условиях, сама по себе является злой и расчётливой, терроризирует жизнь младшей сестры Лизаветы, используя её как прислугу.

Ещё одной из причин является знакомство с Мармеладовым в баре. Последний поведал ему историю своей жизни, рассказал, чем занимается его дочь Сонечка, чтоб содержать семью.

«Бедность не порок, а вот нищета – это порок», – заявляет герой, после неё Раскольников осознаёт всё убожество своей жизни. Он живёт в крохотной каморке, такой же замкнутой, она угнетает его и становится причиной мономании – зацикленности на той самой теории.

Также и Петербург в жёлтых тонах. Всё это только подталкивает героя на преступление.

Сразу после убийства он осознаёт, что зря это сделал, почти сразу же начинается наказание. Внутренний конфликт не даёт нормально жить и приводит к лихорадке (хотя по теории это было абсолютно нормально). В конце концов Родион сам приходит с повинной и отправляется на каторгу.

Какие бы причины ни находились, они ни в коем случае не оправдывают преступление Раскольникова, он сам осознаёт абсурдность теории на каторге.

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе Достоевского Преступление и наказание с цитатами

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» стал учебником в мире психологии преступления. На примере Раскольникова мы можем проследить развитие «болезни преступника», апофеозом которой становится раскаяние и наказание. Но что побудило Родиона пойти на столь ужасающий поступок? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе.

Быть может, причиной стали голод и нищета? Обратимся к тексту. Раскольников в части 5 в диалоге с Соней сам обращает её внимание на то, что не голод, не нищета стали причиной убийства. Более того, он был бы даже рад, если бы он пошёл на преступление чтобы прокормить себя.

К тому же, Раскольников, несмотря на своё бедственное положение, мог бы легко восстановиться. На это нам указывает сцена с Разумихиным, когда тот предлагает работу по переводу главному герою. Родион прекрасно разбирался в немецком языке, поэтому мог бы отозваться на предложение друга, но всё же он предпочёл отказаться.

Также стоит вспомнить сцену из 2 части, когда Раскольников хотел избавиться от награбленного имущества старухи совсем, утопив его в реке. Это говорит нам о том, что главный герой пошёл на убийство не ради пропитания или улучшений собственного имущественного положения.

Что же тогда стало причиной преступления? Ответ прост – теория. Раскольников попал под её влияние, об этом свидетельствует его статья в журнале, которую он также обсуждал с Порфирием Петровичем.

Пытаясь доказать, что он не «тварь дрожащая» и имеет право убить ради «великих дел», Раскольников начинает искать свою жертву, которой стала Алёна Ивановна. Казалось бы, что всё очень просто – надо просто убить и дело в шляпе. Но, к сожалению для главного героя, это не так.

Убив старуху, он «убивает и себя». Это значит, что он не подтвердил свой статус, свою теорию.

Таким образом, Родион Раскольников решился на преступление не из-за нищеты или голода.

Причиной стала теория, сломавшая жизнь не только Раскольникову, но и многим другим людям, среди которых его собственная мать, которая не смогла перенести такого шока.

Невольно вспоминается Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», который подвёл свою жизнь под жёсткие рамки теории нигилизма и тоже потерпел крах.

Кратко мое мнение

Герой одного из самых известных произведений Достоевского Раскольников, убивший старую женщину и её сестру, сделал это по нескольким причинам. Конечно же, ни одна из них не является оправданием главного героя, но зная эти мотивы, мы можем понять то, что было в душе Родиона, как он решился на убийство.

Первой причиной для бедного студента были деньги. Он был беден, и, как любой человек, хотел перестать голодать и плохо жить. Однако, эта причина не являлась главной, ведь была вторая. Родион сочинил теорию, по которой делил людей всего на два типа: обычные, серая масса и гениальные, способные продвинуть человечество вперёд.

Несложно догадаться, что себя он причислял ко второму типу и сравнивал с Наполеоном. Чтобы доказать себе и миру, что это правда, он решается на этот отважный шаг. Он считает старуху злой и беспощадной, потому что она никому не даёт денег, ничего не прощает, а также издевается над своей бедной сестрой.

Она не написала завещание на неё, а сделала это, пообещав отдать все свои богатства монастырю.

Перед страшным происшествием, Родион подслушивать разговор людей о непорядочности старухи, что только подтверждает его слова.

Вдобавок ко всему, он встречается с Мармеладовым, который рассказывает ему грустную историю о своей дочери, которая из-за их бедности вынуждена заниматься непристойной работой. Этот рассказ очень тронул Родиона, и ещё больше уверил его в мысли, что нужно действовать.

Ему также надоело жить в своей мрачной и страшной комнате, которая всё нагнетала и нагнетала обстановку в его душе. Родион перестал давать уроки, учить и как-то ещё близко и часто контактировать с людьми, закрылся в себе и начал часами, сидя в своей коморке, обдумывать все детали теории.

Когда человек в одиночестве, когда нет отвлекающих факторов, а есть только мысли и идеи, он с каждым днём будет уверяться в их правильности всё больше и больше. Так случилось и с Раскольниковым.

Будучи уверенным в том, что он «имеет право», Родион совершает это ужасное преступление, но сразу же после из «Наполеона» превращается в человека, который не может выдержать своих дум, страданий и сожалений. Он понял, что в своей теории ошибся, но было уже поздно.

Итак, причиной преступления Родиона является его внутреннее депрессивное состояние, в котором он пребывал достаточно долгое время, а также бедность, желание доказать свою важность этому миру и ненависть к старухе, которая, возможно, и была самодуркой.

Мотивом преступлений всегда является совокупность нескольких факторов, которые накопились в душе человека, а потом вышли наружу. Это и было с Раскольниковым, который вовремя не смог одуматься и остановиться.

← Раскольников и Соня Мармеладова в романе Преступление и наказание← Преступление и наказание О чём заставляет задуматься↑ ДостоевскийПротиворечия теории Раскольникова →Теория Раскольникова и её крах в романе Преступление и наказание →

  • Сочинение на тему Отзывчивость что это такое 9 класс, 11 класс, ОГЭ, ЕГЭ, 15.3Отзывчивость – это одна из самых важных и нужных черт характера человека. Ведь как мы все знаем, если мы будем делать добро другим, оно обязательно вернется и к нам. Всю суть этого понятие можно определить, как помощь нуждающимся.
  • Сочинение Лето на море. Как я провел лето на мореЛето – это волшебная пора для всех школьников, и я не являюсь исключением. Я очень ждал это лето. Родители еще в конце прошлого года обещали, что всей семьей поедим на Азовское море
  • Сочинение на тему Экология русского языкаКаждый язык – это наследие предков, которое мы должны холить и лелеять, бережно пользуясь им и аккуратно передавая потомкам. Каждый новый век, каждое следующее поколение привносят в язык что-то свое
  • Гости Обломова и цель их приходаИлья Ильич Обломов, главный герой романа И.А. Гончарова, умный и образованный человек, отошел от всех дел и ведет пассивный образ жизни. Он целыми днями лежит на диване
  • Сочинение по картине Боровиковского Портрет Арсеньевой 5 классЕсли посмотреть на произведения такого художника, то отчётливо виден его особый стиль в живописи. При всём при этом его стиль не заточен под стандарты школ и вузов искусств того времени

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/prichiny-prestupleniya-raskolnikova

«Преступление и наказание»: характеристика Родиона Раскольникова из повести Федора Достоевского

Рассказать о преступлении раскольникова

Меню статьи:

Мир Федора Михайловича включает множество планов, уровней. Роман российского писателя, предлагаемая Достоевским характеристика Родиона Раскольникова – главного героя – это повод для размышления над массой социально-философских проблем.

С Родионом Раскольниковым читатель встречается, как только открывает книгу. Жизнь героя, обстоятельства повествования заставляют задуматься над проблемами развития общества. Эти проблемы, затрагивая морально-нравственную и духовную сферы, области семейной и личной жизни, тему общественного прогресса, актуальны для нас и сегодня.

Факты о герое

В первой главе читатель уже находит описание внешности персонажа, а также информацию о положении Родиона в обществе. Рассмотрим некоторые вехи биографии главного героя детальнее:

  1. Родион Романович описан бедным молодым человеком (возраст героя – 23 года), который, вероятно, происходит из мещанской семьи. О степени бедности юноши читатель узнает из слов о том, что мать Родиона недалека от просьб о милостыни.
  2. Родион был вынужден оставить учебу на юридическом факультете. Раньше Раскольников был студентов Петербургского университета.
  3. От бедности герой часто недоедает, ходит в поношенной и старой одежде, а жить вынужден в жалкой маленькой комнатушке, похожей на каморку для швабр. Бедственное положение Родиона Романовича не позволяет герою продолжать учебу, оплачивать квартиру и отдавать долги.
  4. Вопреки нищете, Раскольников не принимает помощь из рук лучшего товарища – Дмитрия Разумихина, или же матери. Герой расценивает это как собственную слабость, считая принятие помощи унижением.
  5. Раскольников изображен молодым человеком необыкновенного ума. Разумихин неоднократно замечает, что друг очень умный.
  6. Кроме того, юноша – обладатель хорошего образования. Мармеладов подчеркивает, что Родион образованный, знает немецкий язык, так как читает «немецкие листки статьи».

Чтение это круто! Предлагаем ознакомиться с теорией Раскольникова в произведении “Преступление и наказание” Федора Достоевского

Автор характеризует героя постепенно: читатель, прежде всего, изучает портрет героя, внешность. С продвижением вглубь произведения читателю открываются новые грани личности персонажа.

Внешние черты Раскольникова

На первых страницах «Преступления и наказания» встречается и описание внешности Родиона. Герой наделен красотой и тонкими чертами лица. Раскольников – высок и худощав.

Стройный юноша отличается темными русыми волосами, такими же темными глазами и бледным цветом кожи. Родион производит впечатление болезненного человека.

Раскольников ходит в старой одежде, которая выглядит настолько поношенной, что она женщина однажды собиралась помочь юноше милостыней.

Характер и внутренний мир Раскольникова

Главный герой произведения Федора Михайловича отличается мрачностью, замкнутостью и задумчивостью. Родион избегает общества, он – некоммуникабелен и выказывает приверженность ницшеанской философии и нигилизму. Угрюмость Раскольникова способствует склонности героя к самоизоляции: лишнее общее с людьми вызывает у него раздражение.

Меланхолия главного героя сочетается со вспыльчивостью, которая порой трансформируется в холодность. Федор Достоевский описывает Раскольникова юношей с контрастными чертами: порой холодность главного героя доходит до бесчеловечности и даже бесчувственности.

Читатель замечает, что в Родионе борются две противоположные личности, которые поочередно доминируют в характере героя.

Раскольников – эмоционально сдержан, редко выражает чувства и эмоции. Юноша избегает общества, мотивируя собственную неразговорчивость занятостью. Впрочем, занятость героя – внутренняя, выглядящая снаружи как леность или пассивность.

Безразличие к происходящему выказывают гордую и надменную натуру. Впрочем, гордость переходит у Раскольникова в гордыню. Эти черты сочетаются с проявлениями самолюбия и тщеславием. Бедность не одержала победу над главным героем, оставив в живых высокомерие и властные черты.

Кажется, Раскольников беспричинно ценит и превозносит себя.

Образованность приводит к заносчивости и самоуверенности, а также к серьезности. Между тем, в Раскольникове есть и положительные черты, которые в герое разглядела Сонечка Мармеладова. Это великодушие и доброта, благородство.

Мать главного героя говорит, что доброта – черта, отличающая как сына, так и дочь – Дуню.

Раскольникову не жалко денег, в которых и сам испытывает постоянную нужду: Родион неоднократно помогает деньгами Соне, а однажды даже отдал последние средства бедной вдове – на похороны мужа.

Следователь, Порфирий Петрович, замечает, что Раскольников – подлец, хотя обладает многочисленными талантами и достоинствами. Кроме философской одаренности, юноша наделен писательским, литературным даром.

Об этом читатель знает из романа: пребывая в арендованной квартирке, принадлежащей убиенной им Лизаветы, Родион пишет газетную статью «О преступлении», что глубоко символично, учитывая дальнейшие события.

Сложность характера Родиона выказывает симбиоз болезненных черт и нетерпения.

Идейная борьба Раскольникова

В контексте характеристики Родиона Раскольникова следует упомянуть об идеях, за которые герой, по мнению Порфирия Петровича, борется со страшной силой и смелостью. Упомянутые выше черты – гордыня, нищета, высокомерие – порождают в сознании героя идею.

Здесь на лицо – влияние идей немецкой философии конца XIX века и Фридриха Ницше, в частности. Суть социально-философских идей такова: всех людей герой классифицировал по двум группам – люди обычные («твари дрожащий»), и выдающиеся личности, «право имеющие».

Себя Раскольников относит, безусловно, к «имеющим право». Знатоки учения Ницше о сверхчеловеке без труда заметят, что эта группа людей соотносится с образом сверхчеловека: каната, натянутого над пропастью, молнией, бьющей из грозовой тучи. Человека же Ницше мыслит как мост между животным и сверхчеловеком.

«Имеющие право» сверхлюди не ограничены общепринятыми правилами. Поэтому, обретя внутреннюю уверенность во вседозволенности, Раскольников убивает несчастную старуху, хозяйку пансиона. Но наказание приходит к герою в образе наиболее страшного палача – совести.

О преступлении и наказании

Однако жизнь далека от абстрактных идей. Идея близка к идеалу, который суть то, что всегда отдаляется, идеал – нечто недостижимое.

Раскольников не учел, что собирался уничтожить воплощенное вселенское зло (по мнению героя), таящееся в образе старухи-процентщицы, жадность и социальную несправедливость.

Но смерть старухи привела и к смерти Лизаветы – несчастной старой женщины, которая не причиняла неудобств и пыталась выживать – подобно самому главному герою.

Раскольников украл деньги, но это оказалось бесполезным: использовать изъятое у Лизаветы Родиону было гадко и омерзительно. Героя настигла самая страшная кара, от глаза которой не скрыться, – это совесть.

Страх преследовал Раскольникова: Родион боялся, что полиция раскроет преступление и личность преступника.

Популярная ныне писательница Джоан Роулинг подчеркивала, что убийство – это преступление, раскалывающее душу человека.

Это справедливо и для Раскольникова, поскольку убийство старушки превратилось для героя в преступление моральной грани, поместив Родиона в опасную ситуацию. Избегая социальных связей и общения, герой ощутил, что теряет рассудок.

Облегчение Раскольников находит только в общении с Соней. Родион открывает девушке душу – признается в содеянном.

Раскольников пересматривает собственную личность, переосмысливает себя. Проступок способствовал тому, что герой посмотрел на себя со стороны: Родион увидел, что Разумихин – лучший друг, мать и сестра любят его, и, как оказалось, любят незаслуженно. Дмитрий хочет понять причины плачевного состояния Раскольникова, однако тот закрывается в себе.

Но судьбоносный случай трансформирует поведение героя – по отношению к себе и окружающим. Раскольников старается улучшить общение с людьми.

Проступок пробуждает в герое чувства, которые до этого момента спали: Родион осознает, что любить кого-то – это тяжкая ноша. Герой старается компенсировать новыми поступками – социально значимыми – преступление.

Родион помогает вдове чиновника Мармеладова, спасает девушку от насилия.

При этом сущность героя – глубоко амбивалентна. Высокие, благородные черты сочетаются с нравственным падением, досадой. Раскольников раздражается на близких людей, ощущая одиночество, изоляцию.

Преступление забросило Родиона в духовный вакуум. Совесть для Родиона трансформировалась в своем значении: Раскольников стыдится не преступления, но того, что оказался слишком слабым для испытания.

Относя себя к категории «прав имеющих», юноша не расценивает проступок как зло.

Нежелание быть пойманным и проводить время в тюрьме заставляют Родиона прятаться и хитрить. Следствие ведет умный и мудрый следователь Порфирий Петрович, Раскольников же тратит все силы на то, чтобы запутать следственную работу. Необходимость лгать, притворяться опустошают юношу.

Роль Сонечки Мармеладовой в судьбе Раскольникова

К моменту знакомства с Соней состояние Раскольникова вызывало крайние опасения. С одной стороны, юноша тяготился совестью и смутным осознанием вины. С другой же стороны, Родион не считал, что совершил преступление. Соня возвращает Раскольникова на путь духовного совершенствования, показывая, что спасение – в христианстве и возвращении к Богу.

Хорошо что вы любите читать! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести Федора Достоевского “Слабое сердце”, в которой описывается судьба Василия  Шумкова, жизнь которого была перечеркнута страшным словом «безумие»

Для приверженцев ницшеанской философии христианство не выглядело привлекательной религией: скорее, ницшеанцы, нигилисты рассматривали христианское вероучение как ресентимент.

Соне было 18 лет, когда девушка познакомилась с Раскольниковым. Родион чувствовал духовное родство с Мармеладовой, потому что та тоже пребывала в бедственном положении. Нищета, необходимость заботиться о семье, толкнула девушку на продажу собственного тела.

Проституция не сломила дух Сони и не сделала девушку менее чистой в нравственной плане – это парадокс. Соня, вопреки жизненным невзгодам, сумела сохранить в душе свет, которым делилась с Раскольниковым.

Герои находят спасение, в котором нуждались, обращаясь друг к другу.

Судьба Сони – это «желтый билет», потому все заработанные деньги девушка отдавала нуждающейся семье. Мармеладова – жертва, претерпевающая унижения, оскорбления, мишень для выражения злобы со стороны окружающих.

Соне чужд принцип талиона: скорее девушка живет, руководствуясь «золотым правилом морали». Писатель, создатель вселенной «Преступления и наказания», называет героиню «безответной».

Девушке не свойственна мстительность: обладательница доброго сердца и сострадательной души, Соня живет по совести, не теряя верю в светлое будущее и Бога.

Отношения Сони и Раскольникова развиваются постепенно. Сначала Родион испытывает к девушке неприязнь, ведь считает, что та проявляет жалость – недостойное, унизительное для героя чувство. Со временем, любовь и глубокая религиозность Сони влияет на Родиона.

Чувства главного героя к Мармеладовой нельзя назвать любовью, однако Раскольников понимает, что ближе Сони у него никого нет. С семьей Раскольников прекратил общение, с другом – тоже.

Понять страдания и раскол души способен лишь человек, сам прошедший через похожие страдания и раскол.

Раскольников борется с самим собой. Но в этой битве не бывает победителей – только побежденные. В итоге, измученный и опустошенный, Родион приходит к Соне и открывает девушке душу и нравственную рану. Соня уповает, что Раскольников найдет в себе смелость признаться в преступлении. Только чистосердечное, искреннее признание спасет героя от духовной гибели.

Следуя наставления Сони, Раскольников приходит с повинной, после чего отправляется в ссылку, отбывать каторгу. Мармеладова уезжает вместе с возлюбленным.

Соня и Родион – разные, но наличие духовной пропасти, попытки преодоления духовного раскола роднят героев. Родион не принимает Бога, не верит в высшую сущность. Соня убеждена, что милосердие, терпение и прощение спасут заблудшую душу.

Постепенно стараниями Сони Родион приходит к осознанию пути спасения. Раскаяние помогает начать новую жизнь.

Несколько выводов из романа «Преступление и наказание»

Характеристика главного героя произведения – Родиона Романовича – помещена автором в центр, в остов романа. Отсюда начинаются рассуждения писателя о сущности преступления и наказания.

Кара, наказание приходят не в момент ареста или суда. Преступник ощущает последствия содеянного, вину, давление совести сразу после совершения проступка. Сомнения, изоляция, социальный вакуум, потеря контакта с семьей, мучительница-совесть – это кара пострашнее каторги и ссылки. От совести не скрыться, не спрятаться.

В «Преступлении и наказании» содержится урок, то, чему Федор Достоевский старается научить человека, читателя. Пример Раскольникова – вымышленного героя – предостерегает реального человека от совершения подобного преступления. Автор демонстрирует читателю, чем грозит опасная философия, нигилизм, отступление от веры.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/prestuplenie-i-nakazanie-rodion-raskolnikov.html

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: