Роль институтов конституционного права в реализации стратегии национальной безопасности

Содержание
  1. Роль институтов конституционного права в реализации стратегии национальной безопасности
  2. К вопросу о воплощении в российской федерации единой, «интегрированной» национальной безопасности как института конституционного права
  3. Конституционные основы национальной безопасности
  4. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
  5. Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в российской федерации
  6. Роль гражданского общества и его институтов в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Дементьев, Владимир Ефремович
  7. Конституционно-правовая сущность национальной безопасности и конституционная безопасность Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
  8. Современное состояние конституционно-правового обеспечения национальной безопасности России
  9. Концепция национальной безопасности РФ
  10. Основные задачи концепции (стратегии) национальной безопасности РФ
  11. Разделы концепции (стратегии) национальной безопасности РФ
  12. Стратегия национальной безопасности как базовый документ по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности
  13. Система национальной безопасности Российской Федерации: Конституционно-правовой анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.02, доктор юридических наук Васильев, Александр Игоревич
  14. «Национальная безопасность как институт конституционного права Вербицкая Т. В. УДК34.01 ББК Х67 В 31 Рецензент: .»
  15. Конституционные основы национальной безопасности Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.02, доктор юридических наук Мамонов, Вадим Васильевич
  16. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

Роль институтов конституционного права в реализации стратегии национальной безопасности

Роль институтов конституционного права в реализации стратегии национальной безопасности

Названные органы осуществляют свои функции и полномочия во взаимодействии с общественными организациями, действующими на основе Конституции и законодательства Российской Федерации, нормы и институты которой играют основополагающую роль в закреплении полномочий различных органов государственной власти в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Так, Конституция РФ устанавливает, что Президент РФ определяет направления внутренней и внешней политики государства, в пределах своих полномочий руководит органами и силами обеспечения национальной безопасности России, в соответствии с российским законодательством формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности, выступает с посланиями и обращениями по проблемам национальной безопасности, в том числе с ежегодными посланиями Федеральному Собранию РФ, в которых могут уточняться отдельные положения Концепции национальной безопасности.

К вопросу о воплощении в российской федерации единой, «интегрированной» национальной безопасности как института конституционного права

2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/04/1588 (дата обращения: 12.02.2021).

Обеспечение национальной безопасности всегда являлось важнейшим направлением деятельности любого государства, в том числе в рамках гибкого и соответственного учета тенденций развития данного института, проявляющихся во внутригосударственной и внешней сферах, что было также закреплено в пункте м) статьи 71 Конституции Российской Федерации[1] – употребление в данном пункте указанной статьи Конституции России термина безопасность указывает на понимание данного феномена в едином, комплексном, «интегрированном» виде, что создает основы для учета правового опыта в данной сфере иных государств, имеющего прогрессивное развитие для конституционного права в целом в духе современных международных тенденций. С учетом глобализации государство в рамках актов, посвященных национальной безопасности,

Конституционные основы национальной безопасности

Выделяются три уровня национальной безопасности: безопасность личности, общества и государства. Их место и роль определяются характером общественных отношений, политическим устройством, наличием внутренних и внешних угроз.

В содержание понятия «национальная безопасность» входят, как правило, политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность и безопасность культурного развития нации. В Российской Федерации процесс создания и развития системы национальной безопасности базируется на основании конституции РФ, федеральных законов, а также программам федерального уровня в этой сфере.

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 1. Общие положения 1.

Настоящая Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. 2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г.

N 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г.

N 172-ФЗ

«О стратегическом планировании в Российской Федерации»

, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации. 3. Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных

Конституционно-правовое обеспечение национальной безопасности в российской федерации

Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными.

Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства — охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.

Ни одно государство не может существовать без системы правоохранительных органов, которые должны стоять на страже прав человека и гражданина, обеспечивая гарантию защиты этих прав, а также внутреннюю и внешнюю безопасность государства, которая тоже является неотъемлемой частью прав граждан, т.к.

обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности человека.

Совет безопасности Российской Федерации — конституционный совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности.

Роль гражданского общества и его институтов в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Дементьев, Владимир Ефремович

Важно обратить внимание, что среди приоритетов на первом месте стоит обеспечение прав и свобод российских граждан.

Это заставляет переосмыслить и роль гражданского общества в системе национальной безопасности России, которое призвано артикулировать и доносить до государственных структур его интересы.

По-новому расставлены приоритеты и в обеспечении всех систем, составляющих структуру национальной безопасности (политическая, военная, экономическая и пр.

виды безопасности). Приходит осознание, что обеспечение, к примеру, политической безопасности требует политической стабильности в обществе, которая может иметь место только при удовлетворении базовых интересов гражданского общества.

Актуальность проблемы разработки научного подхода к созданию конституционно-правовых основ системы национальной безопасности переоценить трудно, поскольку современный этап развития российской государственности характеризуется нарастанием таких негативных тенденций, как рост политического экстремизма, сепаратизма, терроризма, национальных конфликтов, вооруженных столкновений, природных и техногенных аварий и катастроф.

Достаточно сказать, что трагедия Чернобыля и иные реальные и потенциальные техногенно опасные факторы, как известно, имеют катастрофические последствия планетарного масштаба и оказывают вредоносное воздействия на целые регионы и все человечество в целом.

Следует отметить, что Россия получила от Союза ССР не только тяжелое политическое, социально-экономическое, но и экологическое наследие и по этой причине, являясь, по мнению ряда экспертов, одной из наиболее загрязненных стран в мире, оказывает существенное влияние на обострение техногенной ситуации на всей планете.

Конституционно-правовая сущность национальной безопасности и конституционная безопасность Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Юридические науки»

Общеизвестно, что национальная безопасность — это один из главных аргументов общественного договора, формально-юридическим выражением которого является Конституция РФ. Иными словами, граждане России признают Основной закон в качестве высшего по юридической силе документа, прежде всего, потому, что благодаря данному акту общественного договора обеспечивается безопасность нации, т.

е. всех граждан. В этом заключается конституционно-правовая сущность общественного договора.

По мнению многих ученых, современный конституционализм с его доктринальной, ценностной, мировоззренческой основой, особенно с конституционным судебным механизмом, является универсальным, примирительным, консенсуальным нормативным механизмом, который сдерживает всплеск всех видов радикализма на уровне проявления глобальных противоречий, исходя из принципа соблюдения национального суверенитета [1; 2, с. 18-21; 3, с. 14-23; 4, с.

Современное состояние конституционно-правового обеспечения национальной безопасности России

Правовые аспекты проблемы безопасности стали объектом научного исследования относительно недавно.

Это в полной мере касается и законодательства в области безопасности.

Временем активного начала развития правовой основы обеспечения национальной безопасности стали 90-е годы XX в. В 1992 г.

принят Закон Российской Федерации «О безопасности» — основа формирования правовой базы системы обеспечения национальной безопасности в стране, создан Совет Безопасности Российской Федерации с четко обозначенными функциями, разработана и официально принята концепция национальной безопасности Российской Федерации.

В настоящее время в нашей стране активно формируется прочная правовая база для обеспечения национальной безопасности страны — принят новый ФЗ «О безопасности» (№ 390-ФЗ от 28 декабря 2010г.), Указом Президента от 12 мая 2009 г.

Источник: https://27advokat.ru/rol-institutov-konstitucionnogo-prava-v-realizacii-strategii-nacionalnoj-bezopasnosti-48094/

Концепция национальной безопасности РФ

Роль институтов конституционного права в реализации стратегии национальной безопасности

Wise 03 июня 2015 20:20

Концепция национальной безопасности РФ – документ (комплекс мер, рекомендации к действию), отражающие совокупность целей и взглядов, мер и стратегий в отношении обеспечении безопасности государства, общества и каждого гражданина от внутренних и внешних угроз (информационных, экологических, техногенных, военных, социальных, политических и экономических).

Концепция национальной безопасности 10 января 2000 года утратила свою юридическую силу и была преобразована в Стратегию национальной безопасности РФ, утвержденную Президентом 12 мая 2009 года. Новый документ действует до 2021 года. Необходимость создания нового документа была озвучена в 2008 году, в период вооруженного противостояния в Южной Осетии.

Основные задачи концепции (стратегии) национальной безопасности РФ

Главные задачи составления и реализации стратегии следующие:

– мобилизировать развитие российской экономики и повысить активность внешнеторговых взаимоотношений;- улучшить общее качество жизни граждан РФ, обеспечить им стабильную заработную плату и пенсии;- обеспечить политическую стабильность;- укрепить все сферы правопорядка страны, обеспечить государственную безопасность и оборону;

– повысить престиж РФ на мировой арене и ее конкурентоспособность экономики.

Разделы концепции (стратегии) национальной безопасности РФ

Документ состоит из нескольких основных разделов:

1. Общие положения

В разделе раскрываются:

– основные тенденции развития государства в последние несколько лет,- суть основных направлений в стратегических и национальных приоритетах,- важность национальной стратегии, ее признания и всесторонней поддержки сто стороны сил обеспечения нацбезопансости;

– суть основных понятий – угроза национальной безопасности Российской Федерации, национальные интересы РФ, стратегические национальные приоритеты. Кроме этого, раскрывается суть таких определений, как система обеспечения национальной безопасности, средства обеспечения национальной безопасности и так далее.

2. Современный мир и РФ: состояние и принципы развития

В разделе делается упор на основных направлениях развития России в сфере международных отношений, проводится подробный анализ текущих тенденций в мировом сообществе, акцентируется внимание на стремлении к глобализации, переходу от блокового противостояния к принципам всеобъемлющей дипломатии. Делается упор на тот факт, что национальные интересы России могут пострадать в случае вероятных рецидивов и силовых подходов в решении важных международных вопросов.

Особое внимание уделяется важности рассмотрения проблем с демографической ситуацией в мире, такими движениями, как неонацизм, наркоторговля, торговля людьми, организованная преступность, незаконная миграция и так далее. Российская Федерация делает упор на выстраивание равных отношений с другими странами на основе международного права. При этом основная задача – достижение равноправия, уважения, взаимовыгодного сотрудничества,

В основе Стратегии лежат планы России продолжить активную работу в «большой восьмерке» и «большой двадцатке», деятельность в объединениях БРИК и РИК, а также возможность привлечения новых государств к активному и плодотворному сотрудничеству.

Особое внимание уделяется продвижению НАТО к границам РФ. Как и прежде, национальная концепция направлена на воспрепятствование этому процессу для обеспечения международной безопасности РФ.

С целью обеспечение стабильности планируется ведение работы по обеспечению социальной стабильности, повышение качества работы органов государственных структур, обеспечение роста экономики страны, повышение мобилизацонного потенциала и так далее.

3. Национальные интересы РФ и стратегические приоритеты

Основные направления деятельности – обеспечение незыблемости конституционного строя и территориальной целостности, развитие демократии, повышение конкурентоспособности экономики и ее развитие.

В документе отмечается, что основной упор делается на реализацию следующих приоритетов:

– повышения качества жизни людей, проживающих на территории РФ за счет стабильного экономического роста и обеспечения личной безопасности;- развитие технологической и научной сферы, здравоохранения, образования и культуры;- достижение высоких стандартов жизнеобеспечения;- укрепление роли государства и его становление, как равного партнера для любой из стран мира;

– проведение активной деятельности в сфере экологии и поддержание рационального использования ресурсов планеты за счет совершенствования технологий, оптимизации, потребления, целесообразного использования всего природо-ресурсного потенциала.

4. Обеспечение национальной безопасности.

Это раздел в котором особое внимание уделяется стратегической, общественной и государственной безопасности, перспективам экономического роста, повышению качества жизни жителей РФ и так далее. Эта част документа состоит из нескольких основных параграфов, в которых рассмотрены:

– особенности национальной обороны РФ- государственная и общественная безопасность;- сфера культуры;- качество жизни граждан РФ;- экономический рост;- образование, технологии, наука;- область здравоохранения;

– экология живых систем и оптимальное использование ресурсов природы;

– стабильность стратегии и партнерские отношения.

В каждом из разделов делается упор на перспективы каждой из сфер до 2021 года, основные направления внешней и внутренней политики, а также ключевые приоритеты. При этом конечная цель каждой из поставленных задач – обеспечение национальной безопасности страны.

5. Основы реализации Стратегии (информационные, правовые, нормативные и организационные).

Согласно данному разделу Государственная политика РФ при реализации всех задач будет согласовывать все свои действия с Советом Безопасности РФ.

Достичь основных целей планируется за счет объединения общих усилий и ресурсов страны, взаимодействия институтов и органов власти, а также комплексного использования правовых, социальных, организационных, политических и ряда других мер.

При этом координация корректности соблюдения и выполнения текущего документа возлагается на Совбез РФ.

По Концепции (стратегии) национальной безопасности РФ основные функции борьбы с терроризмом и наркопреступностью берет на себя НАК (Национальный антитеррористический комитет), а также ГАК (Государственный антинаркотический комитет) соответственно.

Вся нормативная и правовая поддержка данной концепции определяется на основании Конституции РФ, федеральных законов страны, указов, законодательных актов и распоряжений.

Особое внимание уделяется потенциальным угрозам в сфере информационной безопасности, а также важности усовершенствования системы информационно-телекоммуникационной поддержки, нужд системы обеспечения и прочих аспектов нацбезопасности в сфере информационных технологий.

Контролировать ход реализации данной Стратегии берет на себя Секретарь Совбез РФ с ежегодным докладом Президенту РФ. В докладе должны содержаться текущие отклонения от реализации стратегии, а также меры по повышению национальной безопасности в будущем.

6. Характеристики национальной безопасности.

Тенденции укрепления национальной безопасности можно распознать по нескольким основным характеристикам:

– качеству обеспечения страны в сфере здравоохранения, культуры, науки, образования в отношении к общему ВВП страны;- уровню роста потребительских цен;- уровню обеспеченности ВВС РФ качественными кадрами и техникой;- величине государственного долга (внутреннего и внешнего). Оценка производится по отношению к общему ВВП страны;- уровню безработицы в РФ;- объему ежегодного обновления в сфере вооружения специальной и военной техники;

– дециальному коэффициенту.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9921-koncepciya-nacionalnoy-bezopasnosti-rf

/ Международное право / Роль институтов конституционного права в реализации стратегии национальной безопасности

Стратегия национальной безопасности как базовый документ по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности

Стратегия национальной безопасности РФ состоит из шести разделов: «Общие положения», «Россия в современном мире», «Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты», «Обеспечение национальной безопасности», «Организационные, нормативно-правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии», «Основные показатели состояния национальной безопасности», объединяющих 116 пунктов, и заключения.

В п. 1 Стратегии отмечается, что она является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

Правовую основу Стратегии национальной безопасности РФ составляют Конституция РФ, федеральные законы «О безопасности» и «О стратегическом

Система национальной безопасности Российской Федерации: Конституционно-правовой анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.02, доктор юридических наук Васильев, Александр Игоревич

Общая характеристика работы Актуальность темы исследования В последнее время в научной и публицистической литературе стали подниматься вопросы, связанные с новой конституционно-правовой основой системы национальной безопасности Российской Федерации.

И это можно считать закономерным конкретно-историческим процессом, поскольку национальная безопасность сегодня приобрела статус глобальной проблемы, актуальной не только для России, но всего мирового сообщества.

Противоречивость взаимосвязи, например, обеспечения национальной и техногенной безопасности, естественно, нельзя не учитывать при определении мер, способствующих стабильному и устойчивому развитию человеческой цивилизации на нынешнем этапе ее существования.

Можно считать, что лишь одно это соображение диктует необходимость анализа проблем национальной безопасности на концептуальном уровне, с использованием общенаучных и новейших

«Национальная безопасность как институт конституционного права Вербицкая Т. В. УДК34.01 ББК Х67 В 31 Рецензент: .»

Pages: || . |||||| — [ Страница 4 ] — При этом, представляется, как уже было указано, что национальная безопасность является специальным комплексным институтом конституционного права, требующем для его полноценной реализации участия максимального количества субъектов.

Причина в их двойственной природе – они не наделены компетенцией органов государственной власти по решению вопросов безопасности, однако исходя из вышеприведенного законодательства обладают определенным объемом компетенции в данной сфере.

Конституционные основы национальной безопасности Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.02, доктор юридических наук Мамонов, Вадим Васильевич

Актуальность темы диссертационного исследования. Обеспечение национальной безопасности является важнейшим направлением деятельности современного российского государства.

От успешного решения существующих здесь проблем зависит будущее Российской Федерации как геополитической реальности, полноправного, суверенного субъекта международного права, великой державы прогресса, постоянного члена Совета Безопасности ООН.

В ч программе развития * страны, обозначенной в Послании Президента РФ В.

В.

Путина Федеральному Собранию РФ в 2004 году, сказано: «Наши цели -высокий уровень жизни в стране, жизни — безопасной, свободной и комфортной, зрелая демократия и развитие гражданского общества, укрепление позиций России -в мире»1. На расширенном заседании Правительства РФ 13 сентября 2004 года глава государства назвал обеспечение безопасности граждан и государства важнейшим направлением деятельности власти в Российской Федерации .

Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г.

N 683

«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

В соответствии с федеральными законами «О безопасности» и «О стратегическом планировании в Российской Федерации» постановляю: 1. Утвердить прилагаемую национальной безопасности Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу: Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537

«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2021 года»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 20, ст. 2444); приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 г.

N 483

«Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 27, ст.

3754). 3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Источник: https://help-avto76.ru/rol-institutov-konstitucionnogo-prava-v-realizacii-strategii-nacionalnoj-bezopasnosti-34052/

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: