С нового года не смогут такси

Содержание
  1. Выйти из тени: Татарстан лоббирует закон о снятии ограничений для самозанятых таксистов
  2. Эксперты за легализацию таксистов-физлиц
  3. Минтранс РФ против
  4. Несмотря на ограничения, число самозанятых таксистов растет
  5. Водители нарушают закон, агрегаторы смотрят сквозь пальцы
  6. Закон о такси: самые важные пункты и изменения
  7. Закон о такси 2021: основные положения всех документов
  8. Закон о такси: штрафы
  9. Что изменил федеральный закон 69 о такси
  10. Новый закон о такси в статье 9 69-ФЗ
  11. Новый закон в проекте № 481004-7 О государственном регулировании легкового такси
  12. Закон о такси 2021 года: когда ждать принятия
  13. Закон о такси 2021 года — когда ждать принятия в РФ
  14. Правовое обоснование использования легкового транспорта для перевозки пассажиров
  15. Что изменится в законе и когда изменения вступят в силу?
  16. Плюсы и минусы нововведений
  17. Для таксистов
  18. Для пассажиров
  19. Можно ли обойти закон и чем это грозит?
  20. Рекомендации юристов
  21. Изменения ПДД
  22. 1. ЗАПРЕТ НА РАБОТУ В ТАКСИ С СУДИМОСТЬЮ
  23. 2. ЗАПРЕТ НА РАБОТУ В ТАКСИ С ИНОСТРАННЫМИ ПРАВАМИ
  24. 4. ОСГОП
  25. 5. ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЯМ ТАКСИ
  26. 6. САМОЗАНЯТЫЕ В ТАКСИ
  27. 7. ЗАПРЕТ НА ПАРКОВКУ ТАКСИ ВО ДВОРАХ
  28. 8. ОГРАНИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА РАЗРЕШЕНИЙ НА РАБОТУ В ТАКСИ
  29. 9. АТТЕСТАЦИЯ НА ЗНАНИЕ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ
  30. 10. ТРЕБОВАНИЯ К СТАЖУ ТАКСИСТОВ

Выйти из тени: Татарстан лоббирует закон о снятии ограничений для самозанятых таксистов

С нового года не смогут такси

Действующее законодательство не позволяет частным перевозчикам оказывать услуги без регистрации ИП, но агрегаторы закрывают на это глаза

Год назад премьер-министр Татарстана Алексей Песошин призвал активнее переводить таксистов в статус самозанятых в соответствии с новым налоговым режимом, который Татарстан реализует в рамках пилотного проекта.

Как выяснило «Реальное время», за минувший год число самозанятых частных перевозчико в республике заметно выросло — до 10 тысяч человек, согласно данным Минтранса РТ. Впрочем их могло быть и больше, но действующий закон о такси максимально этому препятствует, не позволяя физлицам получать лицензию на перевозку пассажиров.

Ситуацию пытаются исправить с помощью нового законопроекта, соавтором которого выступает и татарстанский парламентарий.

Несмотря на официальные данные, не все таксомоторные компании заметили прогресс в переводе водителей такси в самозанятые.

Как рассказал «Реальному времени» руководитель пресс-службы сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников, причина тому — действующий 69-й федеральный закон о такси, который не допускает выдачи разрешения на перевозки физическим лицам.

Легально стать самозанятым таксистом и платить налог на профессиональную деятельность человек может только в том случае, если предварительно оформил ИП. Это противоречит самому принципу самозанятости, которая задумывалась как инструмент для максимального упрощения легализации микробизнеса, отмечают эксперты.

— Сейчас самозанятость как таковая недоступна для водителей такси. Частный водитель по-прежнему не допущен к легальному оказанию услуг по перевозке. Да, есть вариант для водителя, который зарегистрировался как ИП, перейти на новый налоговый режим, но это не та самозанятость, о которой изначально шла речь. То есть по большому счету за год эксперимента с самозанятостью для такси ничего не изменилось, — резюмирует Павел Стенников.

— Отрасль ждет от государства разрешения оформлять лицензию физлицам. Это позволит не только легализовать рынок, но и увеличить доходы водителей. Сейчас они вынуждены пользоваться услугами посредников, так называемых «подключашек», а это стоит денег. Либо процент от заказа, либо фиксированная абонентская плата — примерно тысяча рублей в месяц, — считает он.

Гендиректор татарстанского АНО «Центр поддержки самозанятых» Лиана Пахарева подтверждает, что таксист может стать самозанятым лишь при условии предварительной регистрации ИП, но большой проблемы в этом не видит.

— Сейчас есть много сервисов, позволяющих оформить ИП быстро, в течение дня, и уже потом через приложение «Мой налог» перейти на налоговый режим для самозанятых, — пояснила Пахарева.

Эксперты за легализацию таксистов-физлиц

Исполняющая обязанности уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей Венера Камалова рассказала «Реальному времени», что ограничения по самозанятости для таксистов действительно есть, но проект поправок в законодательство о такси уже готов и находится на рассмотрении.

— Действительно, сегодня самозанятые таксисты столкнулись с системной проблемой законодательства — они как физические лица не могут получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Закон в принципе не дает им такой возможности — получить разрешение может только официальный индивидуальный предприниматель.

Рынок перевозок восполнил этот пробел через так называемую «арендную схему», когда организация либо индивидуальный предприниматель берет в аренду транспортное средство у физлица, получает для него необходимое разрешение на перевозку, а дальше водитель работает фактически самостоятельно, — рассказала Камалова.

— Тем не менее отсутствие единого подхода в регулировании правового статуса самозанятых ограничивает возможности для развития самозанятости в сфере работы такси. Проект поправок в закон, которые позволяют получать разрешения на работу такси самозанятым физическим лицам, сейчас находится на рассмотрении в федеральных ведомствах.

Той же точки зрения придерживаются и в популярном агрегаторе «Яндекс.Такси».

— Число водителей такси, желающих зарегистрироваться в статусе самозанятых, может вырасти, если в законодательстве по итогам эксперимента будет сделан следующий логичный шаг — возможность для самозанятых получать разрешение на работу такси на свой личный автомобиль. Это сделает статус еще более удобным для большого числа занятых в такси россиян, — уверен директор по стратегическим проектам «Яндекс.Такси» Петр Диденко.

Минтранс РФ против

Законопроект, о котором идет речь, уже внесен в Государственную думу.

Как рассказал «Реальному времени» один из его авторов, депутат от Татарстана Айрат Фаррахов, документ уже согласован Администрацией президента и агрегаторами такси, а сейчас находится на согласовании в регионах.

Этот процесс займет какое-то время, однако, как полагает Фаррахов, до конца года у законопроекта есть все шансы быть принятым. Правда, со стороны федерального Минтранса документ встретил некоторое противодействие.

— Минтранс [РФ] против того, чтобы самозанятые физлица могли получать разрешения на работу в такси.

В ведомстве опасаются, что из-за этого могут возникнуть проблемы, потому что считают, будто физлица — недостаточно ответственные люди.

Но мы думаем, что именно с невозможностью получить лицензию связано то, что рынок такси сегодня — это достаточно «серая» зона: половина водителей «бомбит», и все об этом знают, — рассуждает Фаррахов.

— Оформлять ИП они не хотят, потому что это сопряжено с некоторыми бюрократическими сложностями, отчетностью. Стать самозанятым намного проще, все происходит «в цифре». Думаю, ошибочно полагать, что ответственность как-то зависит от наличия статуса ИП. Наш законопроект поспособствует тому, чтобы рынок стал более прозрачным.

Несмотря на ограничения, число самозанятых таксистов растет

Но пока поправки не приняты, отрасль частных пассажироперевозок вынуждена развиваться стихийно и, в некоторой степени, нелегально. И инструмент самозанятости играет в этом процессе не последнюю роль.

Во-первых, несмотря на законодательные ограничения, количество самозанятых таксистов растет. Если год назад крупнейший в России агрегатор «Яндекс.Такси» сообщал «Реальному времени» о 1 200 самозанятых таксистах, работающих в Татарстане, то теперь, по данными республиканского Минтранса, их более 10 тысяч.

— Это больше 15 прцентов зарегистрированных «самозанятых» в целом по республике (более 64 тысяч человек), — уточнили «Реальному времени» в пресс-службе министерства.

— В Татарстане стояла серьезная задача — максимально привлечь самозанятых лиц к участию в проекте.

У Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ — это возможность «вывода из тени» лиц, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров личным автотранспортом (таксисты).

А в «Яндекс.Такси» число самозанятых таксистов, выполняющих заказы клиентов, в целом по стране выросло до 107 тысяч.

— «Яндекс.Такси» был первым федеральным партнером ФНС по подключению самозанятых. По последним данным в России более 107 тысяч самозанятых водителей-партнеров выполняют заказы сервиса «Яндекс.Такси».

А всего в России зарегистрировано порядка 400 тысяч самозанятых.

Компания ведет активную работу по подключению к платформе самозанятых таксистов в республике Татарстан, в частности, теперь такая возможность появилась не только у таксистов, но и у курьеров, которые работают с сервисом «Яндекс.Еда», — рассказал Петр Диденко.

В «Яндекс.Такси» число самозанятых таксистов, выполняющих заказы клиентов, в целом по стране выросло до 107 тысяч. Фото Максима Платонова

Водители нарушают закон, агрегаторы смотрят сквозь пальцы

Между тем, по информации, полученной «Реальным временем» от самих самозанятых таксистов, выполняющих заказы пользователей популярного агрегатора, последний предоставляет водителям техническую возможность заниматься извозом без оформления ИП и даже без разрешения на работу.

Достаточно статуса самозанятого, получение которого предусмотрено мобильным приложением для таксистов через сшивку с приложением «Мой налог». Наличие статуса ИП при этом не проверяется, хотя на своем сайте агрегатор и указывает на его необходимость: мол, мы вас предупредили.

— Зарегистрироваться не составляет проблем, агрегатор дает возможность регистрироваться самозанятым, но человек в этом случае работает на свой страх и риск, нелегально, нарушая 69-й федеральный закон, — утверждает собеседник «Реального времени» из самозанятых таксистов, попросивший по понятным причинам не называть его. — Чтобы зарегистрироваться самозанятым и выполнять заказы, в Казани нет необходимости получать разрешение. По сути, любой человек с улицы, имея паспорт и водительское удостоверение, может подключиться и спокойно работать.

По словам нашего собеседника, похожим образом дело обстоит и с так называемыми «подключашками» — компаниями-прокладками, которые имеют необходимый для работы с агрегатором юридический статус, и за плату позволяют частным водителям выполнять заказы агрегаторов.

По факту водитель работает все так же самостоятельно, но формально числится в существующем порой лишь на бумаге таксопарке.

Разница между этой схемой и самозанятостью лишь в том, что самозанятый таксист платит налоги государству (их размер программа агрегатора рассчитывает автоматически), а не комиссию за заказы «подключашке».

— Таксистов фактически никто не контролирует. Агрегатор примерно раз в неделю просит загрузить в приложение фото автомобиля и салона, водительского удостоверения, иногда — лица водителя.

Вот и весь контроль, — продолжает собеседник «Реального времени». — Все рейды, направленные на пресечение деятельности нелегальных таксистов, лишь показуха.

Я занимаюсь извозом с 2014 года, и никто ни разу не спросил у меня регистрацию ИП, разрешение на работу и т. д.

Ппоявление самозанятых таксистов — это первый шаг к тому, чтобы навести в отрасли порядок. Фото .com/proautokzn

В пресс-службе агрегатора, о котором идет речь, наличие подобной схемы подключения водителей отрицают: мол, при регистрации программа требует загрузить разрешение на работу в числе прочих необходимых документов, но, как уверяют нас таксисты, это ограничение действует только в Москве.

По мнению нашего собеседника, появление самозанятых таксистов — это первый шаг к тому, чтобы навести в отрасли порядок, поскольку регистрация физлиц в качестве легальных извозчиков позволит исключить из цепочки клиент — агрегатор — водитель «подключашек», и направит налоги таксистов исключительно в бюджет.

БизнесТранспорт Татарстан

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/165811-taksisty-ne-mogut-byt-samozanyatymi-no-vse-ravno-stanovyatsya-imi

Закон о такси: самые важные пункты и изменения

С нового года не смогут такси

Деятельность легкового такси в России регулируют сразу несколько документов: устав автомобильного транспорта 259-ФЗ, правила перевозок пассажиров и багажа, закон о применении онлайн-касс 54-ФЗ, 69 закон, положения которого изменяют некоторые правила перевозок. Расскажем, что в общем предписывает службам и таксистам закон.

У вас бизнес такси?

Скачайте бесплатный комплект из 14 материалов и узнайте, как увеличить его эффективность

Закон о такси 2021: основные положения всех документов

Соответствовать закону должна именно та компания, которая осуществляет перевозку пассажиров и багажа на легковом такси. Если в вашей службе собственный автопарк, то вы заботитесь о соблюдении требований. Если ваша служба сотрудничает с ИП, которые занимаются перевозками, то они несут ответственность. Для простоты будем называть службой оба варианта организации бизнеса.

1. Разрешение (лицензию) на работу для каждой машины такси (Ст. 9 69-ФЗ)

  • Разрешение выдаёт местное Министерство транспорта, или Департамент дорожного хозяйства и транспорта, или другой орган, который отвечает за транспорт в вашем регионе.
  • Чтобы получить разрешение, можно подать заявление через интернет-портал Госуслуги. Для этого надо зайти в раздел Разрешение на легковое такси, найти это раздел легко, если набрать в строке поиска «разрешение на перевозку пассажиров и багажа на легковом такси». Также можно подать заявление и по-старинке, в письменном виде.

Как заполнять заявление и какие документы предоставить для получения разрешения, читайте в Статье 9 69-ФЗ или в разделе Разрешение на легковое такси на сайте Госуслуги.

  • По разрешению каждая машина может работать как минимум 5 лет.
  • Разрешение можно получить не только на свою машину, но и на машину в аренде, лизинге и по доверенности.
  • Разрешение должно всегда находиться в машине. Если пассажир или сотрудник ГИБДД попросит показать разрешение, то водитель обязан предъявлять его.

2. Публичный договор фрахтования (Ст. 31 259-ФЗ и Гл. IV Правил перевозки пассажиров и багажа)

  • Договор фрахтования — это соглашение на выполнение перевозки. Этот договор заключается автоматически, когда пассажир заказывает в службе любым способом.
  • По договору служба должна зафиксировать:
    • номер заказа;
    • дату принятия заказа;
    • дата выполнения заказа;
    • место подачи машины;
    • марку машины, если клиент её выбрал;
    • планируемое время подачи машины.
  • Когда машина прибудет к адресу подачи, служба должна сообщить клиенту:
    • где ожидает машина;
    • госномер, цвет и марку машины;
    • фамилию, имя и отчество водителя;
    • фактическое время подачи.

3. Кассовый аппарат и возможность выдавать клиенту чек в конце поездки (54-ФЗ, а также Ст. 31 259-ФЗ и Гл. IV Правил перевозки пассажиров и багажа)

  • По договору фрахтования также после оплаты поездки служба обязана выдать клиенту кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности.
  • Что должно быть указано в чеке, читайте в Ст. 4.7 54-ФЗ.
  • Для выдачи чеков служба должна использовать онлайн-кассы: в них встроен фискальный накопитель и все данные о платёжных операциях автоматически передаются в ФНС.
  • Для работы с онлайн-кассой службе придётся заключить договор с оператором фискальных данных.
  • На данный момент все службы должны начать выдавать чеки клиентам с июля 2021 года. Но это положение 54-ФЗ сейчас пересматривается, возможна отсрочка на установку касс до 2021 года.
  • Не так давно мы уже рассказывали подробно об онлайн-кассах для такси

Онлайн-касса для такси с эквайрингом

4. Правильное оформление и оборудование машин (ч. 16 Ст. 9 69-ФЗ)

  • По бокам на машине должны быть «шашечки».
  • В каждом городе или субъекте может быть задан единый цвет автомобилей. Если местного закона о цвете нет, то машины могут быть любой окраски.
  • На крыше должен быть фонарь оранжевого цвета.
  • В каждом такси должен быть таксометр, если клиенты расплачиваются по установленным тарифам.
  • На передней панели справа от водителя должны быть указаны: название службы, условия оплаты поездок, визитная карточка водителя с фото, название, адрес и телефон ответственного за перевозку. Также в салоне должны быть правила пользования машиной.
  • Машины должны проходить регулярное техобслуживание и ремонт.
  • Служба должна контролировать, в каком техническом состоянии машинавыходит на линию.

5. Требования к водителям (ч. 16 Ст. 9 69-ФЗ)

  • Таксист должен иметь водительский стаж не менее 3 лет.
  • Служба должна проводить медицинские осмотры водителей перед рейсом.

Закон о такси: штрафы

Если не соблюсти любой из вышеперечисленных пунктов закона, то службе грозят разного вида штрафы.

Штраф за работу без разрешения (лицензии)

  • 50 000 ₽ для отдельного водителя.
  • 100 000 ₽ для водителя, который оформлен как ИП.
  • 400 000 ₽ для юридических лиц.
  • Если водитель или индивидуальный предприниматель не примут мер после первого штрафа, то повторное нарушение повлечёт ещё один штраф в том же размере и конфискацию машины.
  • Для юридического лица повторное нарушение будет означать ещё один штраф и закрытие службы до 90 дней.
  • Если на автомобиле без разрешения установлен опознавательный фонарь или нанесены «шашечки», то водитель заплатит штраф 5 000 ₽, должностное и ответственное лица 20 000 ₽, юридическое лицо 500 000 ₽.

Пример разрешения на работу в такси Ростовской области
Штраф за отсутствие кассы

  • От 2 000 до 10 000 ₽, если пассажир не получит чек.
  • От 30 000 ₽, если в службе вообще не применяется касса.
  • За повторное нарушение служба должна будет приостановить работу на 90 дней.
  • Однако, сейчас закон об онлайн-кассах пересматривается, возможна отсрочка на их установку до 2021 года.

Штраф за неправильное оформление машины

  • Если в машине нет информации о водителе и перевозчике, то водитель заплатит штраф 1 000 ₽, должностное лицо — 10 000 ₽, юридическое лицо — 30 000 ₽.
  • Если на машине нет фонаря или «шашечек», или она покрашена в неустановленный цвет, в этом случае штраф 3 000 ₽ с водителя, 10 000 ₽ с должностного лица, 50 000 ₽ с юридического лица.

69 федеральный закон на самом деле посвящён не только пассажирским перевозкам. Он изменяет разные законодательные акты, в том числе и те, которые касаются работы такси. Но одна из его статей ввела новый закон о такси.

Что изменил федеральный закон 69 о такси

  1. Службы несут административную ответственность за нарушение правил перевозок. Изменение закреплено в статье 36.1 Устава автотранспорта 259-ФЗ.

  2. Введены новые штрафы за административные нарушения такие, как неправильное оформление машин и работу без разрешения. Мы рассмотрели их выше. Все они прописаны в Кодексе об административных правонарушениях.

  3. Контролировать выполнение требований к работе будут региональные органы власти. Это изменение отражено в пункте 4 статьи 1 294-ФЗ О защите прав юрлиц и ИП.

  4. Введены новые общие требования для разрешения на работу, для машин и водителей, обновлён порядок выполнения межрегиональных заказов и др. Эти изменения воспринимаются как новый закон для таксистов.

Новый закон о такси в статье 9 69-ФЗ

Статья 9 вошла в 69 федеральный закон и определила новые правила для служб и водителей.

  1. Увеличился срок действия разрешения на работу для каждой машины действует дольше — не менее 5 лет.

  2. Получить разрешение стало проще: заявление можно подать в электронном виде, а решение о его выдаче придёт по почте, сокращён список документов, необходимых для подачи заявления.

  3. Для индивидуальных предпринимателей работать стало проще, потому что правки в 69 закон разрешили работу не только на машинах в собственности, но и на правах хозяйствования, аренды и по доверенности.

  4. Службам можно совершать перевозки в разные регионы. Если пункт подачи находится в регионе, где машина получила разрешение на работу, то межрегиональная перевозка сама по себе законна. Если же пункт подачи находится в другом регионе, то между этими регионами должно быть соглашение на перевозку пассажиров.    

  5. Новый закон защитил пассажиров от бомбил и нелегалов. Автомобили должны быть окрашены в соответствии с региональными законами, обязательно иметь опознавательный оранжевый фонарь и «шашечки» и иметь таксометр, если оплата рассчитывается по тарифу.

  6. Водителем стало проще устроиться на работу. Для этого нужен всего 3-летний общий стаж вождения, а не 5-летний, как было раньше.

  7. Деятельность такси контролируют региональные власти.

Законы в 2021 году планируется пересматривать и дорабатывать. Сейчас Госдума рассматривает два законопроекта, которые коснутся деятельности такси.

Новый закон в проекте № 481004-7 О государственном регулировании легкового такси

Депутаты Госдумы настаивают на том, чтобы появился новый федеральный закон, который будет регулировать работу такси, потому что сейчас в законодательстве есть только отдельные статьи, разбросанные по разным документам. Поэтому на рассмотрение вынесен проект нового закона № 481004-7. Если его примут, он чётко обозначит все понятия и порядок работы в сфере пассажирских перевозок на легковом такси.

Что изменит закон с 2021 года, если будет принят

  1. Иностранным водителям без российского гражданства нельзя будет работать водителями.

  2. К работе не допускаются машины, зарегистрированные за пределами РФ.

  3. Агрегаторы заказов должны будут сотрудничать только с теми ИП, юридическими или физическими лицами, которые имеют разрешение на перевозки.

  4. Более строго определяется статус агрегаторов: они оказывают только информационные услуги при создании заказа, поэтому не смогут формировать собственные тарифы для пассажиров и комиссии для водителей.

  5. Также закон чётко разграничит функции и правила допуска к работе всех участников пассажирских перевозок: службы, ИП, интрнет-агрегаторы, райдшеринг, отдельные водители.

  6. В каждом регионе будет вестись электронный реестр о выдаче разрешений на работу с полными данными о получателе.

Если законопроект № 682709-7 примут, то он сможет значительно упростить службам работу на онлайн-кассах.

  1. Службам и водителям не придётся устанавливать онлайн-кассы в каждую машину. Достаточно будет иметь кассовый аппарат в офисе службы или в облаке.

  2. Чек распечатывать не обязательно, то есть мобильные принтеры устанавливать тоже не придётся. Водителю в конце поездки достаточно будет показать клиенту QR-код со ссылкой на электронный чек с подробными фискальными данными. Или служба сможет просто отправлять чеки и QR-коды на электронную почту клиента.

  3. ИП могут не переходить на онлайн-кассы ещё до 1 июля 2021 года. Штрафов за отсутствие кассы и договора с оператором фискальных данных и за невыдачу чеков не будет ещё несколько лет. Но есть условие: у ИП не должно быть официально устроенных сотрудников.

Закон о такси 2021 года: когда ждать принятия

Документы, которые предполагают все эти изменения — это пока только проекты закона, а не законы. Для того чтобы законопроекты получили статус действующего закона, они должны быть приняты во всех трёх чтениях Госдумы, одобрены Советом федерации и президентом и опубликованы.

Стадии принятия закона

Планируется доработать и принять новые законы в 2021 году, об этом заявлял и председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев. Эксперты полагают, что новый закон может вступить в силу не ранее осени 2021.

Другой законопроект — № 682709-7 Об изменениях в 54-ФЗ — по прогнозам, может быть принят скорее, ещё до июля 2021 года.

У вас бизнес такси?

Скачайте бесплатный комплект из 14 материалов и узнайте, как увеличить его эффективность

Источник: https://www.taximaster.ru/blog/article/zakon-o-taksi-samye-vazhnye-punkty-i-izmeneniya/

Закон о такси 2021 года — когда ждать принятия в РФ

С нового года не смогут такси

Незадолго до 2021 года состоялось слушанье о принятии поправок в закон о таксомоторных перевозках. Целью нововведений является дорегулирование деятельности предприятий такси для повышения безопасности пассажиров. Действующий законопроект о такси, одобренный в 2011 году, на сегодняшний день не может полноценно регулировать пассажирские перевозки таксомоторными службами.

По состоянию на начало 2021 года, закон о такси находится в стадии рассмотрения, поэтому точно указать, когда ждать его принятия, не может никто. Однако, по словам В. Лысакова, который является первым заместителем Председателя Комитета по гос. строительству и законодательству, ожидать окончательного принятия всех правок можно уже в первой половине текущего года.

Правовое обоснование использования легкового транспорта для перевозки пассажиров

Весной 2011 года Президентом страны был подписан так называемый «закон о такси» № 69-ФЗ, состоящей из 10 статей. После обнародования текста ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», большая часть его положений вступила в силу уже спустя 2 недели.

Из всех 10 статей прямое отношение к таксомоторным перевозкам имеют лишь 4 из них, а именно:

Номер статьиКраткое содержание
3Вводит нормы адм. ответственности за различные нарушения в процессе работы таксомоторных предприятий.
7Определяет границы адм. ответственности агрегаторов такси в случае нарушения ими текущего законодательства.
8Защищает права таксомоторных предприятий ЮЛ и ИП, наряду с законом N 294-ФЗ, принятым в 2008 г.
9Регламентирует всю деятельность предприятий такси, вплоть до государственного контроля за ними.

Согласно основным положениям закона № 69-ФЗ, предполагалось:

  1. Упростить получение лицензии и окончательно одобрить перечень необходимых документов для ее получения.
  2. Ввести ограничение — на 1 автомобиль можно получить лишь 1 лицензию.
  3. Ввести возможность получения лицензии на автотранспортное средство, которое было официально арендовано или доверено.
  4. Установить срок действия лицензии – он должен составлять не менее 5 лет.
  5. Сократить необходимый водительский стаж для получения лицензии до 3-х лет.
  6. Разрешить осуществлять межрегиональные перевозки, даже при отсутствии спец. соглашения между сторонами. Однако при условии, что адрес подачи машины находится в регионе, в котором зарегистрирована лицензия.

    Лицензия на перевозки

  7. Унифицировать ТО служебного автомобиля с ТО личного автомобильного средства.
  8. Ввести правило, согласно которому автомобиль такси должен быть оснащен таксометром. За исключением служб, которые берут фиксированную плату за поездку.
  9. Обязать ЮЛ и ИП с лицензией на таксомоторные перевозки своевременно проводить ТО автомобилей, ежедневно контролировать состояние авто перед их выездом на маршрут и проводить медосмотр водителей службы.

Данные правила введены, действуют по всей территории государства и являются актуальными по сей день.

Что изменится в законе и когда изменения вступят в силу?

Недостаточный контроль государства за службами такси приводит к ухудшению качества их работы, что в свою очередь отрицательно отражается на безопасности пассажиров. Поэтому основные изменения в законе будут касаться повышения безопасности клиентов предприятий такси.

Основные изменения в законе, которые планируют одобрить в 2021 году:

  1. Введения ОСГОПа для легковых такси. Это позволит пассажирам, пострадавшим в результате непрофессионализма водителя службы, получить компенсацию в размере 2 млн рублей. На текущий момент пассажир может рассчитывать на выплату в размере до 500 тыс. рублей.
  2. Законодательно урегулировать деятельность агрегаторов такси. Агрегаторы должны быть учтены и идентифицированы во время оказания пассажироперевозок. Сейчас деятельность агрегаторов не ограничена правами и обязанностями, как и не определена их ответственность перед клиентами. После окончательного одобрения законопроекта к агрегаторам будут предъявляться определенные требования, а также будет установлен запрет на передачу заявок водителям без лицензии, а также третьим лицам.

    Варианты вызова такси в Москве

  3. Ввести запрет для иностранных граждан на работу в такси. Законопроект запрещает лицам с иностранным водительским удостоверением работать в службе таксомоторных перевозок на территории РФ в качестве водителей. Однако стоит учитывать, что данное правило не будет распространяться на другие виды перевозок.
  4. Ввести дополнительные требования к водителям служб такси. После окончательного принятия всех поправок к закону водители должны будут периодически проходить медицинское обследование на наличие или отсутствие медицинских противопоказаний к управлению автомобилем.
  5. Блокировать переработки водителей. Новый законопроект лишит водителей возможности подключаться к нескольким диспетчерским службам путем подключения всех агрегаторов к единой системе.

Помимо этого, в закон планируется внести гарантии защиты водителей и агрегаторов от нарушающего их права поведения клиентов. Это станет возможным благодаря введению обязательной установки средств фото- и видеофиксации в салоне автомобиля.

Окончательные сроки вступления новых поправок в силу пока не названы. Однако Госдума планирует принять законопроект в окончательной редакции уже в первой половине текущего года.

Плюсы и минусы нововведений

Любые изменения в законодательстве страны затрагивают интересы ее граждан и данные поправки не стали исключением. Не все нововведения были высоко оценены как таксистами, так и пассажирами.

Для таксистов

Большая часть изменений в законе затронет непосредственно исполнителей, однако не все нововведения были приняты ними положительно.

ПлюсыМинусы
Появления гарантии защиты прав со стороны государства от неадекватного поведения пассажиров.Таксисты, не имеющие российского гражданства, потеряют свои рабочие места.
Возможность вести видео- и фотосъемку в салоне автомобиля.Необходимость периодически проходить мед. обследование для допуска к работе. Данное правило существенно сократит количество допущенных водителей к своей должности.
Нет необходимости перекрашивать автомобиль в желтый цвет. Достаточно цветографической схемы на боковых панелях и опознавательного оранжевого фонаря.Отсутствие возможности работать сразу на несколько диспетчерских служб.
Общий водительский стаж должен составлять более 3-х лет, при прежних 5.Нелегальные таксисты больше не смогут получать заказы от служб.
Введение ОСГОП, что увеличит стоимость поездки и может снизить спрос на предложение.
Появление новых и увеличение размера старых штрафных санкций, за нарушения правил, регулируемых государством во время перевозки пассажиров на легковом такси.
Обязательное наличие лицензии в салоне автомобиля. За отсутствие документа на водителя накладывается штраф в размере – 30 000 рублей. Сейчас размер штрафа составляет 5000 рублей.

Многие водители такси считают, что данный закон заставит уйти честных и легальных таксистов «в тень», и как следствие, ухудшит ситуацию с перевозками пассажиров.

Для пассажиров

Основным плюсом нововведений для пассажиров является тот факт, что использовать такси станет безопасно. Каждый пассажир во время использования легкового такси будет застрахован на 2 млн рублей.

Другие положительные стороны нового закона:

  1. Пассажир сможет иметь гарантию, что он едет на технически исправной машине, за рулем которой находится водитель, состояние здоровья которого позволяетвести авто.
  2. Каждый пассажир сможет на законных обстоятельствах потребовать от водителя предъявить лицензию.
  3. Введение новых штрафов и увеличение размера старых за адм. правонарушения, существенно снизит число непрофессиональных водителей.
  4. Новый закон «отсечет» нелегальных перевозчиков, которые не несут никакой ответственности за безопасность своих пассажиров.

Нововведения имеют не только плюсы, но и минусы даже для пассажиров. К таким минусам относится:

  1. Повышение стоимости услуги. Это связано с введением ОСГОПа для легковых такси, поскольку такое страхование стоит значительно дороже, нежели привычное ОСАГО.
  2. Снижение скорости подачи автомобилей. Занесение всех таксистов в единую регистрационную службу существенно продлит время ожидания автомобиля.

Однако большинство пассажиров готовы заплатить на несколько рублей больше, и подождать автомобиль более длительное время взамен на гарантию своей безопасности во время поездки.

Можно ли обойти закон и чем это грозит?

Многих водителей, которые ранее занимались перевозками на личном авто нелегально, интересует вопрос, о том, можно ли и каким образом обойти закон без особых для себя последствий. Закон, касающийся пассажирских перевозок на легковых авто, до конца не доработан и имеет ряд лазеек, с помощью которых можно обойти его отдельные его части.

Действующий закон не содержит ограничения касательно запрета выдачи лицензий только на автомобили, которые находятся в личной собственности.

Это значит, что для лицензирования пригодны автомобили, оформленные по генеральной доверенности или официально арендованные.

Закон не содержит четко прописанных требований к атрибутике такси, тем самым разрешая использовать съемные или некачественные атрибуты. Это же касается и таксометра, в качестве него может выступать даже специальное приложение на телефоне или навигаторе.

А вот обойти получение лицензии на такси вряд ли удастся.

Если все предыдущие лазейки в законодательстве можно использовать в свою пользу, не подвергаясь при этом административному наказанию, то в случае отсутствия лицензии грозит штраф в размере 5 тыс.

рублей при первом нарушении. При повторном нарушении сумма штрафа остается неизменной, а таксист лишается водительских прав на срок до 6 месяцев по решению суда.

Рекомендации юристов

Юристы рекомендуют таксистам следовать новому законопроекту неукоснительно, во избежание негативных последствий, которые незамедлительно последуют после выявления административных нарушений со стороны таксистов или агрегаторов.

Сергеев Сергей: «В связи с решением Правительства обновить закон, касающийся пассажирских перевозок на легковом такси, я довольно часто получаю вопросы касательно того, может ли быть конфискован автомобиль такси, у которого нет надлежащего разрешения.

Согласно закону N 69-ФЗ, автомобиль, осуществляющий пассажирские перевозки, не может быть конфискован только за отсутствие лицензии на такси. За отсутствие лицензии на водителя накладывается только административный штраф в размере 5 тыс. рублей. И даже за повторное нарушение закона конфисковать авто не имеют права». Конфискация автомобиля проводится только в случае нарушений ПДД».

Феофанов Олег: «Новый законопроект существенно ужесточит контроль за «нелегальными» таксистами, поэтому осуществлять пассажирские перевозки без лицензии станет практически невозможно.

И даже в случае отсутствия опознавательных знаков такси, водителю автомобиля вряд ли удастся доказать, что он не получает материальную выгоду во время перевозки пассажиров.

Поэтому я бы рекомендовал отойти от «нелегальных» перевозок и все-таки получить лицензию».

Внесение новых правок в закон о такси существенно ужесточит контроль за таксомоторными службами и избавит данный рынок от «нелегалов», а также тех, кто пытается заработать на технически неисправном авто или с недостаточным опытом вождения.

Источник: https://OPrave.com/novosti/zakon-o-taksi.html

Изменения ПДД

С нового года не смогут такси
Подробности Категория: ПДД 23.12.2021

Какие изменения ждут таксистов в 2021 году?

До конца декабря 2021 года в Госдуме должны рассмотреть новые поправки в закон о такси, которые могут вступить в силу в 2021 году. Часть из них уже прорабатывалась ранее, часть – новые. Рассмотрим эти и другие новшества, которые ожидают таксистов в 2021 году в материале портала Avtospravochnaya.com.

1. ЗАПРЕТ НА РАБОТУ В ТАКСИ С СУДИМОСТЬЮ

Минтранс России подготовил поправки, которые запрещает водителям с судимостью перевозить пассажиров, в том числе и в такси. Перевозить пассажиров запретят при наличии судимости по «тяжёлым» статьям Уголовного кодекса РФ:

  • ст. 105 УК РФ (убийство);
  • ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);
  • ст. 117 УК РФ (истязание);
  • ст. 131 УК РФ (изнасилование);
  • п. “а” ч. 3 ст. 132 УК РФ, п. “б” ч. 4-5 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера);
  • ст. 135 УК РФ (развратные действия);
  • ст. 205 УК РФ (террористический акт);
  • ст. 205.4 УК РФ (организация террористического сообщества и участие в нем);
  • ст. 205.5 УК РФ (организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации).

В случае принятия законопроекта юрлицам и ИП будет запрещено принимать таких водителей на работу (исключение составят только случаи условного наказания). В случае принятия данного документа уже работающие водители в течение 4 месяцев со дня вступления в силу законопроекта будут обязаны предоставить справку об отсутствии судимости.

2. ЗАПРЕТ НА РАБОТУ В ТАКСИ С ИНОСТРАННЫМИ ПРАВАМИ

Иностранным водителям без российского гражданства будет запрещено работать на легковом такси. Данная норма коснется именно таксомоторных перевозок. Напомним, с 21 декабря 2021 года в России запрещено работать водителям с иностранными правами, сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com.

Теперь пункт о допуске водителей для работы выглядит так: «Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами в соответствии с пунктом 13 статьи 25 настоящего Федерального закона».

А пункт 13 статьи 25 закона “О безопасности дорожного движения” в последней редакции допускает исключения: «Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.

Данное исключение дополнительно включено Федеральным законом от 26 июля 2021 года N 204-ФЗ. То есть, по факту, водители из Киргизии, Армении и некоторых других государств бывшего СССР на сегодняшний день по-прежнему могут работать водителями в России без нарушения закона. В случае принятия поправок работать в такси смогут только граждане России.

В одной из последних редакций закона о такси предлагалось обязать таксистов устанавливать тахографы на свои автомобили, что позволило бы контролировать соблюдение водителем режима труда и отдыха. Основная цель – ограничение рабочего дня таксистов до 8 часов в день.

Развитием этой инициативы стало предложение создать некий «шлюз», через который будет собираться информация из информационной системы агрегаторов такси, а также из баз данных МВД. Это позволит блокировать работу таксистов свыше 8 часов, а также ограничивать доступ за руль водителей без полиса ОСАГО и других документов.

В последней редакции законопроекта предложен уже другой вариант – таксопаркам предлагается дать право разрабатывать собственные программы, которые позволят автоматизировать контроль за соблюдением водителем режима труда и отдыха.

Причём, должен быть предусмотрен обмен данными между приложениями разных агрегаторов такси. Это позволит избежать случаев, когда таксист сдал «смену» в одной службе такси, а дальше без отдыха начал новую «смену» в другом агрегаторе.

Ведь не секрет, что большинство таксистов зарегистрированы одновременно в нескольких службах такси.

4. ОСГОП

Ещё одно новшество – распространение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) на легковые такси.

Как говорится в пояснительной записке, доступность услуги по перевозке легковыми такси для граждан и экономическая выгода этого бизнеса приводит к неконтролируемому увеличению парка легковых такси, непрофессионализму водителей, злоупотреблениям в этой сфере и сопровождается повышенными рисками для здоровья и безопасности граждан.

В связи с этим, необходимо на законодательном уровне закрепить требование об обязательном страховании ответственности перевозчиков, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси.

Единственный вид транспорта, на который не распространяется действие закона об ОСГОП – это легковые такси.

В настоящее время всё, на что может рассчитывать пострадавший пассажир такси – это  компенсация по договору ОСАГО, максимальная выплата по которому в части возмещения вреда, причиненного жизни потерпевшего, составляет  500 тысяч рублей.

При этом выплата за причинение вреда жизни пассажира при перевозках, осуществляемых, например, автобусом или троллейбусом,  по ОСГОП составляет 2 миллиона рублей.

5. ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЯМ ТАКСИ

Депутаты предложили запретить таксистам работать на автомобилях, срок эксплуатации которых превышает 7 лет. По мнению парламентариев, это должно повысить безопасность пассажирских перевозок.

Вся информация о предприятии-перевозчике должна находиться на левом и правом бортах в передней части автомобиля, чтобы пассажир мог видеть всю важную информацию о перевозчике. Кроме того, автомобили всех таксопарков должны оборудовать системой ГЛОНАСС, благодаря которой можно будет контролировать режим труда и отдыха водителя и не позволить ему работать сверх нормы.

6. САМОЗАНЯТЫЕ В ТАКСИ

Ещё одно изменение – работа самозанятых в такси. Самозанятые могут сэкономить на уплате налогов – платить 4% от дохода при обслуживании физлиц или 6% при обслуживании юрлиц.

Раньше такой налоговый режим распространялся лишь на жителей Москвы, Подмосковья, Татарстана и Калужской области, но с 1 января 2021 года он вводится еще в Санкт-Петербурге, Воронежской, Волгоградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Красноярском и Пермском краях, Ненецком, Ямало-Ненецком автономном округах, а также в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра и Башкирии.

7. ЗАПРЕТ НА ПАРКОВКУ ТАКСИ ВО ДВОРАХ

С 1 января 2021 года вступает в силу приказ Минтранса, который запрещает организовывать парковку коммерческого транспорта во дворах. Он, в частности, распространяется и на автомобили такси.

Однако, речь не идёт о том, что таксистам запретят оставлять на ночь автомобили в собственных дворах.

Приказ запрещает ОРГАНИЗОВЫВАТЬ парковки, то есть нельзя делать организованную парковку таксопарка вблизи жилых строений.

8. ОГРАНИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА РАЗРЕШЕНИЙ НА РАБОТУ В ТАКСИ

Одно из последних предложений, которое рассмотрят в декабре 2021 года – введение ограничения количества разрешений, выдаваемых на работу в такси. Так, предлагается сделать лимит – 30 разрешений на 1000 человек населения. Кроме того, разрешение на такси могут разрешить получать в электронном виде через портал Госуслуг.

9. АТТЕСТАЦИЯ НА ЗНАНИЕ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ

Также при получении разрешения на работу в такси предлагается обучать и проверять знание водителями улично-дорожной сети города, где они планируют работать.

10. ТРЕБОВАНИЯ К СТАЖУ ТАКСИСТОВ

Также предлагается не пускать за руль такси водителей со стажем менее 3 лет, если в предыдущие полгода их лишали прав.

Источник: https://avtospravochnaya.com/pdd/14209-zakon-o-taksi-2021-10-vazhnykh-izmenenij

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: