Санитарные системы на судне

Судовые насосы: виды, классификация, характеристики, назначение

Санитарные системы на судне

История судостроения своими корнями уходит в далекую древность – первые упоминания о плавательных средствах появились более пяти тысяч лет назад.

Тогда люди передвигались по рекам и морям на суднах, приводимых в движение гребцами.

С тех пор кораблестроение совершило колоссальный прорыв, и сегодня эта промышленная отрасль занимает ведущее место в экономическом и политическом секторе развития страны.

На сегодняшний день общепринята терминология, согласно которой морское судно – это крупногабаритное плавательное средство, предназначенное для морского промысла, транспортировки грузов или перевозки пассажиров. Морской корабль – это военное плавательное средство.

Для нормальной работы любого из этих видов судов необходима надежная работа всех элементов и систем. В первую очередь требуется обеспечить оптимальную эксплуатацию судовых насосов, ведь перемещение различных жидкостей по трубопроводам судна происходит постоянно.

Зачем нужны на судне насосы?

Изначально насосы создавались исключительно для подъема воды. Первой моделью судового гидравлического устройства, предназначенного для откачки воды из трюмов, стал ручной поршневой насос. Сейчас он широко известен как помповый. Внедрение паровых энергетических установок на суднах обеспечило появление поршневых насосов с паровым приводом.

Другие, более современные виды гидравлических механизмов, стали распространяться в судостроении вместе с развитием техники. Огромную роль в разработке новых насосов сыграло появление электродвигателей. Их внедрение обеспечило увеличение частоты вращения рабочего органа устройства и мощности насоса.

Сегодня насосы нашли широкое применение во всех отраслях народного хозяйства. Не стала исключением и судостроительная область. В настоящее время в морском судостроении активно применяются все существующие типы таких устройств.

Что такое насос?

Насос – это устройство, предназначенное для перемещения жидкости с нижнего уровня на верхний.

Иногда с помощью этого механизма жидкость транспортируют для придания ей определенного количества энергии или повышения давления.

В основных системах морского судна насосы используются практически повсеместно: размещаются в системах энергетических установок, гидроприводах, системах жизнеобеспечения экипажа и т. д.

Принцип действия насоса

Преобразуя энергию двигателя судового насоса в энергию движущейся жидкости, эти устройства заставляют ее двигаться в нужном направлении (подниматься вверх, двигаться горизонтально или циркулировать внутри замкнутой системы).

Создавая необходимую транспортировку определенной рабочей жидкости, такие гидравлические устройства в любом случае входят в состав насосной системы, принципиальная схема которой подходит к условиям водоснабжения или водоотведения.

Принципиальная схема любой насосной станции судна

В качестве приводного механизма в этой схеме используется электродвигатель, подключенный к электросети. Забор рабочей жидкости происходит из нижнего бассейна и перемещается по линии напорного трубопровода на верхний уровень за счет преобразования энергии. При этом энергия рабочей жидкости, прошедшей через насос, всегда больше, чем энергия перед насосом.

Напор выходящей жидкости зависит от подачи, мощности и коэффициента полезного действия устройства. Он представляет собой приращение удельной энергии перемещаемой жидкости от точки входа в насос до ее выхода. Выражаясь в метрах, он определяет высоту подъема или расстояние перемещения рабочего агента.

Основные характеристики гидравлического устройства

Подача жидкости характеризуется ее объемом в единицу времени. Оптимальная мощность насоса нужна для создания требуемого напора и преодоления всех видов потерь, неизбежных при движении жидкости по трубопроводу. Мощность насоса, выражаемая в кВт, определяет мощность приводного двигателя и установленную мощность всей насосной станции.

Коэффициент полезного действия насоса определяет целесообразность его использования при изменении основных параметров насосной станции.

Как подразделяют судовые насосы

Все виды устанавливаемых на судне насосов классифицируют по таким признакам:

  • По расположению приводного вала (горизонтальные или вертикальные).
  • По типу привода (электропривод, турбинный привод или привод от поршневого механизма). Приводной механизм насоса может быть присоединен непосредственно к приводному валу или через редуктор. Он может работать автономно или неавтономно. Автономные насосы могут работать независимо от других установок, а неавтономные (навешенные) приводятся в работу от обслуживаемого ими механизма.
  • По силе создаваемого напора (низконапорные, средненапорные или высоконапорные).
  • Имеется и классификация судовых насосов по назначению. Они могут являться специальными, общесудовыми или предназначенными для обслуживания определенных узлов и механизмов плавательного средства или судовой энергетической установки.

Специальные насосы могут быть использованы для перемещения воды в креновые или дифферентные танки плавательного средства, для транспортировки жидких грузов или удаления их остатков из грузовых отсеков.

С их помощью могут подавать горячую воду к моечным устройствам этих отсеков.

Суда-спасатели могут быть оснащены мощнейшими водоотливными насосами, а пожарные суда – пожарными насосами огромной производительности.

Насосы, используемые в оснащении главных и вспомогательных узлов судна, применяются для бесперебойной и эффективной работы этих элементов. Обычно их внедряют в машинно-котельных отсеках и энергетических установках. К ним относят: топливно-перекачивающие, топливные, масляные, питательные, конденсатные, водяные и другие виды устройств.

Судовые насосы и их характеристика

В зависимости от принципа действия бывают объемные насосы – лопастные, шестеренные, винтовые. Насосы могут быть центробежными или струйными. Их можно классифицировать по назначению и виду использования.

Так, например, бывают насосы балластные, трюмные, питательные (используются для подачи масла или воды в систему охлаждения), пожарные, нагнетательные и другие.

Суть работы объемных насосов заключается в периодической подаче отдельного количества рабочей жидкости из камеры всасывания в камеру сжатия.

Простейшими объемными гидравлическими механизмами считаются роторно-поршневые насосы. Поршневые насосы обычно используют в общесудовых системах, гидроприводных палубных устройств и механизмов, системе главного двигателя и обслуживания рулевых машин.

Центробежные насосы относятся к устройствам гидродинамического действия. Основным рабочим органом в них является вращающееся колесо, на котором присутствуют лопасти или лопатки. Именно они передают жидкости необходимую энергию и направляют поток.

Эти устройства обеспечивают сплошное струйное течение жидкости, т.е. подача происходит равномерно. На подачу рабочего агента (производительность насоса) влияет размер рабочего колеса и частота его вращения.

Большие диаметры рабочего колеса при высокой частоте вращения обеспечивают большую производительность гидравлического механизма.

Центробежные насосы отличаются сплошным струйным течением жидкости и, следовательно, равномерностью подачи.

Подача (производительность) насоса зависит от размеров рабочего колеса и частоты его вращения: чем больше диаметр и частота вращения рабочего колеса, тем выше производительность насоса.

Очень часто для увеличения подачи жидкости центробежные насосы выполняют в многоколесном исполнении.

По виду направления рабочего агента лопастные насосы делятся на центробежные и осевые (иногда их называют пропеллерными). Сюда же относят и вихревые гидравлические устройства. В центробежных и вихревых насосах рабочая жидкость может передвигаться радиально, а в осевых (пропеллерных) – вдоль оси вала.

В струйных насосах энергия подводится вместе с потоком рабочего агента (жидкостью или паром). Потенциальная энергия потока в сопле насоса превращается в кинетическую.

Благодаря высокоскоростному поступлению рабочего потока во всасывающую камеру, сам рабочий агент увлекает за собой жидкость или газ из этой камеры. Смешанный поток движется по нагнетательному трубопроводу через диффузор.

Способность к сухому всасыванию и созданию глубокого вакуума может обеспечить работу насоса под водой. Однако низкий коэффициент полезного действия и неавтономность этого вида насосов являются их недостатком.

Струйный насос, предназначенный для нагнетания рабочей жидкости, т. е. для повышения ее давления, называют инжектором. Инжекторные насосы зачастую используют для питания парогенераторов небольших судов. Инжекторами называют струйные насосы, обеспечивающие всасывание рабочей жидкости. Их используют при удалении воздуха или конденсата из каких-либо помещений или агрегатов.

Виды

Весьма распространенным видом гидравлического устройства является насос шестеренчатый (НШ). Питающий элемент представляет собой пару зубчатых колес, находящихся в герметично закрытом корпусе. Когда колеса начинают вращаться, зубцы, не входящие в контакт, создают увеличение объема и происходит всасывание жидкости через нижний входной патрубок.

Порционные количества поступающей жидкости постепенно накапливаются в пространстве между колесами и продавливаются к их внешней стороне. Так рабочий агент поступает в камеру сжатия и проходит в выводящий патрубок. Данный вид судовых насосов используют при выкачивании вязких жидкостей с хорошими смазочными характеристиками, например топлива или масла.

Винтовые насосы на судах тоже относятся к объемным. В зависимости от того, сколько рабочих элементов имеет насос, различают одно-, двух-, трех- или многовинтовые устройства.

При вращении приводного вала винт совершает сложное вращательное движение, при котором рабочая жидкость, поступающая от всасывающего патрубка, попадает в межвинтовое пространство. При повороте шнека на определенный угол рабочий агент в винтовой камере как бы запирается.

Работа винтов приводит к нагнетанию рабочего агента в напорный трубопровод. Если жидкости накапливается слишком много и происходит повышение давления, в камере сжатия открывается специальный предохранительный клапан – происходит сброс лишней жидкости назад во впускную камеру.

Принцип действия вертикального центробежного насоса судна основан на непрерывной подаче рабочей жидкости. Рабочим органом насоса является ротор со специальными лопатками, закрепленными на вращающемся приводном валу.

Привод осуществляется электродвигателем. При работе центробежного насоса энергия двигателя передается жидкости вращающимися лопатками.

При этом ими создается необходимое давление, под действием которого обеспечивается движение рабочего агента от входа к выходу.

Вертикальные многоступенчатые центробежные насосы применяются практически повсеместно, во всех энергетических установках.

Многоступенчатые судовые насосы используют там, где необходимо создать высокие давления рабочих сред.

Принцип действия таких устройств заключается в том, что жидкость, достигшая необходимого давления в одной ступени, течет к выводящему патрубку через следующую ступень, где давление ее снова повышается.

В зависимости от мощности, насосы могут иметь различную конструкцию. Огромные мощности нагнетательных насосов крупногабаритных танкеров могут достигать порядка десятков тысяч тонн жидкости в час.

Назначение насоса на судне

Насосы на судах нужны для перекачки морской воды или использования их в различных основных системах плавательного средства. Обычно это такие общесудовые системы, как:

  • Противопожарная.
  • Осушительная.
  • Охлаждающая
  • Санитарная.
  • Водоотливная.
  • Балластная.

Важнейшие системы плавательных средств, где применяют различные виды насосов

Для обеспечения пожаробезопасности на борту каждого судна должен быть судовой пожарный насос. Обычно эти агрегаты компактны и легковесны. Чтобы эффективно отреагировать на возгорание и быстро локализовать очаг, насос должен быстро запускаться. При этом пожарный насос должен обеспечивать необходимый напор и подачу, чтобы обеспечить мощную струю воды.

В случае заполнения трюмов морской водой применяется осушительный судовой насос. По требованиям техники безопасности, на промысловых или транспортных суднах должно быть не менее двух осушительных насосов.

Для пассажирских лайнеров необходимо наличие трех таких насосов.

Причем один из них должен производить только осушение, а два других могут быть использованы в других целях, но они обязательно должны быть включены в общую осушительную систему.

Охлаждающая или подогревающая системы нужны для нагревания или понижения температуры рабочих сред судовых установок. Так, например, перед подачей топлива в двигатель внутреннего сгорания его необходимо очистить и подогреть. А вот смазочное масло необходимо, наоборот, остудить. Движение рабочей жидкости обеспечивается благодаря работе специальных насосов.

Для обеспечения комфортного проживания экипажа необходима санитарная система судна. Действие такой системы обеспечивают санитарные насосы. С их помощью происходит подача питьевой воды или заборной воды в санузлы.

Балластная система служит для осушения и заполнения балластных цистерн судна морской водой.

Источник: https://FB.ru/article/326800/sudovyie-nasosyi-vidyi-klassifikatsiya-harakteristiki-naznachenie

Санитарные правила для морских судов СССР /

Санитарные системы на судне

1.1.1.

Санитарные правила для морских судов СССР устанавливают основные санитарно-гигиенические требования по устройству и оборудованию помещений и судовых систем при их проектировании, строительстве, переоборудовании и ремонте, связанном с большим объемом работ, подпадающих под действие настоящих Правил; а также требования по содержанию судов при их эксплуатации в целях создания оптимальных условий для труда, быта и отдыха экипажей, размещения и обслуживания пассажиров, охраны окружающей среды.

1.1.2. Действие настоящих Правил распространяется на все морские суда, за исключением:

военных кораблей и судов;

промысловых судов, для которых предусматриваются специальные правила;

спортивных судов и шлюпок;

судов, не имеющих помещений для пребывания экипажа и пассажиров, хранения запаса продовольствия и пресной воды.

На несамоходные суда, эксплуатирующиеся без экипажа, настоящие Правила распространяются только в части требований к судовым стокам и перевозке грузов.

При проектировании и постройке малых судов (валовой вместимостью менее 500) требования настоящих Правил, кроме специально оговоренных для них пунктов, выполняются в максимально возможном объеме, который согласовывается с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, технической инспекцией труда ЦК профсоюза, с учетом целевого назначения судна.

1.1.3. Настоящие Правила вводятся в действие через 6 мес после их опубликования.

С введением в действие настоящих Правил отменяются Санитарные правила для морских судов СССР № 484-64.

1.1.4. Суда, построенные до введения в действие настоящих Правил, должны быть приведены в соответствие с их требованиями относительно системы водоснабжения, сточной системы, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также уровней шума и вибрации в сроки, согласованные судовладельцами с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Суда, строящиеся по проектам, согласованным до ввода в действие настоящих Правил, принимаются в эксплуатацию в течение трех лет при выполнении предусмотренных в этих проектах требований Санитарных правил для морских судов СССР № 484-64 в объеме, согласованном с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

При этом рекомендуется максимально выполнять требования настоящих Правил*(1).

_____________________________

*(1) Требования настоящих Правил распространяются на строящиеся за границей суда, контракты на строительство которых будут заключены по истечении 3 мес с момента вступления в силу настоящих Правил.

1.2. Ответственность и контроль за выполнением Правил

1.2.1. Ответственность за выполнение требований настоящих Правил возлагается на судовладельцев и организации, занимающиеся проектированием, строительством и ремонтом судов, а при эксплуатации судна – на судовладельца и непосредственно на капитана.

1.2.2. Контроль за выполнением настоящих Правил возлагается на органы или учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР или министерств здравоохранения союзных республик.

1.2.3.

Министерства и ведомства, проектные организации, а также судостроительные и судоремонтные предприятия обязаны представлять на согласование с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы в согласованном объеме проектную документацию на строительство, переоборудование и ремонт судов, связанный с большим объемом работ, подпадающих под действие настоящих Правил, в следующем порядке:

в Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР – проекты судов зарубежной постройки;

в главные санитарно-эпидемиологические управления и санитарно-эпидемиологические управления министерств здравоохранения союзных республик – проекты судов I и II категорий отечественной постройки;

в бассейновые санитарно-эпидемиологические станции – проекты судов III и IV категорий отечественной постройки, а также техническую документацию по ремонту и переоборудованию судов.

1.2.4. Результаты согласования проектной документации оформляются в виде заключения. Срок действия согласования проектов – 6 лет*(2). По истечении этого срока строительство судов по данному проекту может быть разрешено только после повторного его согласования с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

_____________________________

*(2) Для судов, строящихся за границей, – на срок действия контракта.

1.2.5. Санитарно-эпидемиологическая служба на водном транспорте осуществляет постоянный санитарный надзор за строительством судов. Представители санитарно-эпидемиологической службы должны быть включены в установленном порядке в состав комиссии по приемке головных, серийных и единичных судов после их постройки, переоборудования, ремонта.

1.2.6.

Отклонения от требований настоящих Правил и действующих санитарных норм, а также от согласованной проектно-технической документации, выявленные при приемке головного судна, должны быть устранены до сдачи его в эксплуатацию или в сроки, согласованные с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. В свою очередь, проектно-техническая документация должна быть откорректирована на всю серию.

1.2.7. По результатам санитарного осмотра и проведенных на судне инструментальных исследований во время ходовых испытаний после его постройки или переоборудования учреждением санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте оформляется заключение о возможности и условиях ввода судна в эксплуатацию.

1.2.8. На каждом судне должны быть следующие санитарные документы:

судовое санитарное свидетельство на право плавания;

судовой санитарный журнал;

Санитарные правила для морских судов СССР;

свидетельство о дератизации или об освобождении от дератизации;

санитарный паспорт судна;

данные о пассажировместимости судна (только для пассажирских судов, в соответствии с документами Регистра СССР);

медицинский справочник капитана.

1.2.9. Ответственность за наличие на судне документов, перечисленных в п. 1.2.

8, за их сохранность, своевременное возобновление срока действия, а также ответственность за выход судна в плавание без санитарного осмотра и оформления соответствующего акта в судовом санитарном журнале несет в установленном порядке капитан судна; за выпуск судна из порта без оформления акта санитарного осмотра – капитан порта и ответственные работники портового надзора, производившие выдачу документов на выход судна из порта.

1.3. Категории судов

1.3.1. Все морские суда применительно к настоящим Правилам подразделяются на категории:

I категория – суда, совершающие рейсы продолжительностью более 5 сут, а также суда неограниченного района плавания;

II категория – суда, совершающие рейсы продолжительностью свыше 24 ч, но не более 5 сут;

III категория – суда, совершающие рейсы продолжительностью до 24 ч;

IV категория – суда, совершающие рейсы продолжительностью до 8 ч.

1.3.2. Категории судов технического и вспомогательного флота устанавливаются исходя из условий их эксплуатации по прямому назначению. Если судам необходимо совершать эпизодические морские и океанские переходы, то при установлении категории должны учитываться периодичность и продолжительность таких переходов.

1.4. Определения и пояснения

1.4.1. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды.

1.4.2. К командному составу относятся: капитан, помощники капитана, механики и электромеханики, начальник радиостанции, электрорадионавигатор, судовой врач (фельдшер), радиотехник, радиооператор, боцман, директор ресторана и администратор пассажирской службы. Капитан, старший помощник капитана и старший (главный) механик являются старшим командным составом судна.

1.4.3. К судовой команде относятся все остальные члены экипажа.

1.4.4. Продолжительность рейса для экипажа – время от момента выхода судна в рейс из порта приписки до момента его возвращения в порт приписки (или в другой порт, обеспечивающий полноценный отдых на берегу). Продолжительность рейса для пассажиров – время пребывания на судне до прибытия в порт назначения.

1.4.5. Рабочая зона – пространство высотой до 2 м над уровнем палубы или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих.

Рабочее место – место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности.

Постоянное рабочее место – место, на котором работающий находится большую часть (более 50% или более 2 ч непрерывно) своего рабочего времени. Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.

1.4.6. “Вместимость” – валовая вместимость по Правилам Регистра СССР.

1.4.7. “Должно” – означает обязательное выполнение требований Санитарных правил.

1.4.8. “Рекомендуется” – означает, что данное решение наилучшее, но его выполнение не является обязательным.

1.4.9. “Допускается” – означает, что данное решение возможно, но не является оптимальным.

1.4.10. Суда неограниченного района плавания – суда, плавающие в различных климатических зонах.

Источник: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293851/4293851780.htm

Санитарные системы буксирных судов

Санитарные системы на судне

Санитарная система служит для снабжения судна водой и удаления за борт сточных вод. Сюда входят системы питьевой воды, мытьевой воды, забортной воды, фановая, сточная, система шпигатов.

Снабжение судна водой для бытовых нужд, а также удаление нечистот и загрязненных (сточных) вод производится санитарными системами.

В соответствии с этим санитарные системы подразделяются на системы водоснабжения и канализации.

В зависимости от назначения водоснабжение включает системы:

  1. питьевой воды — для снабжения холодной и горячей водой умывальников, всех потребителей в камбузе, сатураторных установок;
  2. мытьевой воды — для снабжения холодной и горячей водой душевых, бань, прачечных;
  3. забортной воды — для подачи воды на промывку унитазов и писсуаров, на охлаждение кипятильников, сатураторных установок и т. п.

Система канализации по роду удаляемых с судна нечистот и загрязненных вод подразделяются на:

  1. фановую систему — для удаления нечистот из уборных от унитазов и писсуаров;
  2. сточную систему — для удаления грязной воды от умывальников, душей, бань, моек, камбузов, прачечных и др.;
  3. систему шпигатов — для удаления воды с открытых палуб при дожде, волнении, обмывке палуб и тушении пожаров.

Санитарная система и системы водоснабжения

Запас пресной питьевой и мытьевой воды, соответствующий количеству экипажа и автономности плавания, должен быть больше расчетного расхода ее, который определяют по нормам санитарных правил, приведенным в табл. 1.

Табл. 1 Нормы расхода пресной воды
Назначение водыНорма расхода воды одним человеком в сутки, л
Морские буксирыРечные буксиры
неограниченного района плаванияс удалением от берега на 100 миль, рейс более 24 чрейс 6-24 чрейс 6 ч и менеетранзитные, рейс более 24 чрейс до 24 чрейс до 8 чрейс до 4 ч
Питьевая403020103020105
Мытьевая6040301030202020
Всего10070502060403025

 
Запас воды, пополняемый от береговых источников, на морских буксирах можно уменьшить в результате работы опреснительных установок при условии аэрации и минерализации опресненной воды.

На буксирах и толкачах внутреннего плавания питьевая и мытьевая вода может быть получена из забортной пресной воды, очищенной и обеззараженной в специальных станциях, одобренных органами санитарного надзора.

Для упрощения систем водоснабжения вместо двух систем питьевой и мытьевой воды предусматривают одну единую систему пресной воды. Устройство такой наиболее распространенной системы водоснабжения показано на рис. 1.

Запас пресной воды размещен в одной или нескольких запасных цистернах 14, откуда электронасосом 10 или резервным ручным насосом 11 вода подается в пневмоцистерну 9 и по трубопроводу 12 ко всем потребителям питьевой и мытьевой воды.

Воду в цистерны наливают по шлангу через втулку 16, приподнятую над палубой не менее чем на 400 мм. Цистерны, размещенные вне отапливаемых помещений, имеют змеевики из нержавеющей стали для подогрева воды.

С целью замера уровня воды используют уровнемеры, показания которых обеспечиваются дистанционно, или водомерные колонки с трубкой из стекла или прозрачного полиэтилена.

Рис. 1. Схема систем водоснабжения морского буксира.

1 — электронасос забортной воды; 2 — трубопровод системы забортной воды (3I); 3 — фильтр; 4 — кингстон; 5 — пневмоцистерна забортной воды; 6 — водонагреватель емкостный; 7 — трубопровод системы пресной горячей воды (п1г); 8 — циркуляционный электронасос; 9 — пневмоцистерна пресной воды; 10 — электронасос пресной воды; 11 — ручной насос; 12 — трубопровод системы пресной холодной воды (п1); 13 — клапан невозвратно-приемный; 14 — запасная цистерна пресной воды; 15 — хлоратор установки ОВХ-1; 16 — палубная втулка для налива; 17 — фильтр-дехлоратор; 18 — водоразборная колонка с охлаждением и сатурацией питьевой воды; 19 — раковина; 20 — электрокипятильник типа «Титан»; 21 — овощемойка; 22 — посудомойка; 23 — умывальник; 24 — лохань для ручной стирки; 25 — стиральная машина; 26 — водонагреватель скоростной; 27 — унитаз; 28 — клапан с шланговым соединением для скачивания палубы в уборной и переключения душевых и прачечной на питание забортной водой; 29 — клапан педальный для промывки унитаза; 30 — редукционный клапан; 31 — пожарная магистраль; 32 — сточная система. Направление стрелок: а — от опреснительной установки; б — к расширительным бачкам двигателей; в — в теплый ящик; г — на охлаждение компрессоров, гирокомпаса и на искрогашение; д — пар

Предлагается к прочтению: Надзор за состоянием судов

На морских буксирах с большой автономностью плавания предусматривают установку ОВХ-1 для обеззараживания принимаемой воды или для обработки имеющегося ее запаса. Этой цели служит хлоратор 15 заряжаемый хлорной известью (270 г).

При прокачке воды насосом с подачей ее в хлоратор из извести образуется раствор, поступающий также в цистерну. Одной зарядки хлоратора достаточно для обработки 16 м3 воды.

Для устранения запаха в воде и избыточного хлора вода к потребителям подается через фильтр 17, заполненный активированным углем.

Производительность насоса принимают равной или немного больше расхода воды в наиболее загруженные часы.

По производительности насоса и давлению в пневмоцистерне выбирают объем последней с таким расчетом, чтобы при автоматической работе системы количество пусков насоса не превышало 6—10 в час.

Автоматическое управление насосом обеспечивается реле давления, установленным на пневмоцистерне и отрегулированным на давление 1—2 кгс/см2 — пуск насоса и 2—4 кгс/см2 — остановка его.

Буксир Venture
Источник: fleetphoto.ru

Для улучшения обитаемости все каюты на современных крупных буксирных судах оборудуются умывальниками, к которым подведена холодная и горячая вода.

При большом количестве потребителей горячей воды наиболее целесообразно централизованное горячее водоснабжение с одним емкостным водонагревателем 6 и кольцевым трубопроводом 7, циркуляция воды в котором, обеспечивается автоматически управляемым электронасосом 8.

Емкостный подогреватель работает автоматически, поддерживая температуру воды около 70°. Для нагрева воды может служить также местный скоростной водонагреватель 26 с автоматическим поддержанием заданной температуры воды.

Система забортной воды по устройству аналогична описанной системе пресной воды. Забортная вода принимается через кингстон или забортный ящик 4. Электронасос забортной воды 1 чаще всего резервируется пожарным насосом.

На судах внутреннего плавания системы водоснабжения выполнены по различным схемам:

  1. запас питьевой и мытьевой воды принимают с берега;
  2. питьевую воду приготовляют непосредственно на судне при помощи специальной станции, обеспечивая все нужды, включая потребление мытьевой и забортной воды.

Такая схема водоснабжения наиболее распространена, особенно на транзитных толкачах, на которых прием питьевой воды с берега по ряду причин крайне затруднен.

Буксир VB Octeville

Для приготовления питьевой воды из забортной служат станции, использующие для обеззараживания воды ультрафиолетовые лучи или озон. Станция с использованием ультрафиолетовых лучей работоспособна только при надлежащем уходе, который сводится к своевременной очистке электролизеров и аппаратов, а также замене ламп и электродов в электролизере по мере их износа.

Приготовление питьевой воды с использованием озона производится станциями производительностью 500 или 100 л/ч, названными «Озон-0,5» и «Озон-0,1». Как видно из схемы (рис. 2), забортная вода насосом 1 нагнетается через фильтр 5 в эжектор-смеситель 24, который подсасывает выходящую из озонаторного агрегата 9 озоно-воздушную смесь.

При смешении озона с водой в эжекторе происходит ее обеззараживание, которое продолжается в контактной колонке 21, где озон с воздухом отделяется от воды, а после распиливания в пористой пластине — фильтроссе 22 — вновь смешивается с ней в верхней части колонны.

Из контактной колонны смесь поступает в цистерну 17, где озон с воздухом еще раз распыливается фильтросами 19.

Рис. 2. Схема судовой станции «Озон-0,5» для приготовления питьевой воды на речных толкачах.

1 — электронасос забортной воды; 2 — забортный ящик; 3 — кран трехходовой; 4 — невозвратно запорный клапан; 5 — фильтр напорный песчаный; 6 — манометр; 7 — клапан плавучий для выпуска воздуха; 8 — клапан предохранительный; 9 — озонаторный агрегат; 10 — электровентилятор; 11 — ротампер; 12 — влагоотделитель; 13 — палубная втулка для налива воды с берега; 14 — труба воздушная; 15 — клапан электромагнетический; 16 — реле поплавковое; 17 — цистерна; 18 — сетка приемная; 19 и 22 — фильтры; 23 — смотровое стекло; 24 — эжектор-смеситель; 25 — фильтр сетчатый; 26 — клапан перепуска воды; 27 — клапана перепуска воды за борт при уплотнении песка после промывки фильтра; 28 — кран для взятия проб; 29 — трубопровод питьевой воды, которая направляется из запасной цистерны на восстановление ее качеств; 30 — шланг; 31 — трубопровод, по которому вода после промывки фильтра направляется за борт. Направление стрелок: а — воздух от судовой магистрали; б — воздух из атмосферы; в — в систему водоснобжения; г — на промывку фильтра от магистрали питьевой воды

Озон приготовляется в озонаторе из воздуха под действием тихого коронного разряда, возникающего между электродами при высоком электрическом напряжении. Станция работает автоматически и управляется поплавковым реле 16.

Эксплуатация станции типа «Озон» показала, что при очень незначительной затрате времени на наблюдение за их работой обеспечивается устойчивая эффективная обработка воды и, кроме того, улучшаются вкусовые качества воды в результате снятия запахов, понижения цветности и увеличения прозрачности, чего нельзя получить при обработке воды хлором или ультрафиолетовыми лучами.

Станции «Озон-0,5» и «Озон-0,1» рекомендованы Министерством здравоохранения к серийному изготовлению для установки на судах. Станции типа «Озон» могут быть использованы на морских буксирах для обработки запаса питьевой воды, а также в случае приготовления питьевой воды из мытьевой.

Система водоснабженияОсновные требования к судну и судовым техническим средствам обычно выполняется из стальных оцинкованных водогазопроводных труб.

Арматура латунная используется для пресной воды и бронзовая для морской. Трубопроводы горячей воды, а также холодной в местах возможного отпотевания изолируются.

Трубы в районе жилых и общественных помещений проводят под зашивкой, но с доступом к разъемным соединениям.

Фановая и сточная системы

Сброс за борт фекальных вод с морских судов запрещен в портах и прибрежной полосе шириной 50 миль.

Сброс за борт фекальных, а также сточных вод с речных судов запрещен в портах, в районах населенных пунктов, шлюзах, каналах и зонах санитарного режима, охватывающих некоторые реки, например Волгу, поэтому фановые и сточные системы выполняют полностью закрытого типа. Все стоки от санитарных приборов и шпигатов отводятся в специальные сборные цистерны.

Буксир Generoso
Источник: fleetphoto.

ru

Учитывая возрастающие требования по защите морей от загрязнения (в Каспийском море сброс за борт фекальных и сточных вод запрещен по всей акватории) целесообразно не только на речных, но и на морских буксирах сточную систему, как и фановую выполнять закрытого типа.

На буксирах с закрытой фаново-сточной системой устанавливают обычно одну фекальную цистерну в специальном отсеке или газонепроницаемой выгородке, имеющей вентиляцию и осушение. Для осушения можно использовать фекальный насос.

Емкость фекальной цистерны определяют исходя из действующих норм и с учетом промежутка времени, через которое предусматривается опорожнение цистерны в заданном районе плавания.

При выполнении закрытых фановых и сточных систем в местах присоединения труб к санитарным приборам ставят гидравлические затворы. Такие же затворы предусматривают на сточных трубах в месте присоединения к общей фекальной цистерне. К приборам камбуза для обработки пищевых продуктов или посуды сточные трубы следует подводить с воздушным разрывом.

Для стока воды с настилов санитарно-бытовых помещений ставят шпигаты, снабженные гидравлическими затворами. Шпигаты должны быть запорными, если помещения всегда или временно герметизируются. Фекалии от унитазов отводят по фановым трубам только в фекальную цистерну. К фановым трубам иногда присоединяют сточные — от шпигатов уборных.

Другие сточные трубы к фановым не присоединяют.

Сточную воду из помещений душевых отводят в фекальную цистерну или за борт с помощью установленной на трубах переключающей арматуры и захлопки на борту. Таким же способом можно отвести сточную воду от других приборов на морских буксирах. Непосредственно за борт отводят только сточную воду от поддонов и змеевиков охлаждения кипятильников, водозаборных сатураторных колонок, стаканомоек.

Буксир Montalt
Источник: fleetphoto.ru

Фекальную цистерну выполняют с наружным набором и уклоном днища 30—50 мм на 1 м длины к приемнику отливной трубы. Для промывки цистерны подводят воду от пожарной магистрали, а также пар или горячую воду.

Удаление содержимого фекальной цистерны в очистительные станции производят средствами станции, а также установленным на буксире фекальным электронасосом или эжектором, через специальные отверстия, расположенные на обоих бортах, к которым можно присоединить шланг.

На морских буксирах дополнительно предусматривают выброс за борт ниже ватерлинии. Следует иметь в виду, что использование водоструйного эжектора для удаления содержимого фекальной цистерны в очистительные станции не рационально из-за значительного объема подаваемой жидкости.

На отверстия, расположенные ниже ватерлинии, устанавливают клинкет и захлопку, которые можно заменить одной захлопкой с принудительным закрытием. Если отливная труба насоса поднята в виде петли выше грузовой ватерлинии, захлопку не ставят.

Источник: https://sea-man.org/sanitarnaya-sistema.html

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: