Снски эколоческомц праву

Содержание
  1. ПРАВО. Теория. Экологическое право. |
  2. Принципы экологического права.
  3.  Объекты экологических правоотношений.
  4. Субъекты экологических правоотношений:
  5. Конституция. Статья 42.
  6. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». 2002 г.
  7. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
  8. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
  9. Шпаргалка по экологическому праву | Страница 6 | Онлайн-библиотека
  10. 14. Понятие и общая характеристика экологических прав граждан РФ
  11. 15. Информационное обеспечение охраны окружающей среды
  12. Защита по экологическим правонарушениям
  13. Экологические преступления: основные характеристики
  14. Отличительные особенности экологических преступлений от правонарушений
  15. Субъективная сторона
  16. Современное законодательство различает три разновидности экологических преступлений:
  17. Виды экологических преступлений
  18. Уголовная ответственность за экологические правонарушения
  19. Защита по экологическим преступлениям
  20. Адвокат по экологическим преступлениям оказывает следующие услуги:
  21. Источники экологического права
  22. Классификация источников экологического права
  23. Система источников экологического права в России

ПРАВО. Теория. Экологическое право. |

Снски эколоческомц праву

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

Принципы экологического права.

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Предотвращение вреда окружающей среде.
  • Охрана жизни и здоровья человека.
  • Демократизация экологического права.
  • Гуманность.
  • Обеспечение рационального использования природных ресурсов.
  • Устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие.
  • Сохранение и защита экологического равновесия.
  • Свободный доступ к экологической информации.
  • Платность природопользования.
  • Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду.
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию.
  • Ответственность за нарушение требований экологического законодательства.

 Объекты экологических правоотношений.

Объекты экологического права – это то, по поводу чего совершается правовое регулирование.

По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» к объектам относятся:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Субъекты экологических правоотношений:

  • государство – в лице компетентного органа;
  • юридические лица;
  • физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;
  • хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

Конституция. Статья 42.

Экологические права человека.

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Право на достоверную информацию о её состоянии.
  • Право на возмещение ущерба, нанесённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обязанности граждан РФ.

  • Сохранять природу и окружающую среду.
  • Бережно относиться к природе и природным богатствам.

Права граждан РФ.

  • Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.
  • Направлять обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.
  • Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды.
  • Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении.
  • Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды». 2002 г.

Закон содержит:

  • понятия экологического права;
  • основные принципы охраны окружающей среды;
  • перечень объектов охраны окружающей среды;
  • полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды;
  • полномочия органов местного самоуправления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
  • определяет методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды;
  • определяет нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и т.д.;
  • отдельные главы закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды;
  • определяет основы формирования экологической культуры;
  • определяет ответственность за экологические правонарушения;
  • поясняет особенности международного сотрудничествуав области охраны окружающей среды.

Статья 1.

Благоприятная окружающая среда – это среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно- антропогенных объектов.

Экологическая безопасность – состояние защищённости природой среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности , чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включённые в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

Предмет экологических правонарушений:

  • Право собственности на природные ресурсы
  • Экологические требования охраны окружающей среды
  • Порядок хозяйственной эксплуатации природных ресурсов.

Способы причинения вреда окружающей среде:

  • Загрязнение природной среды
  • Нерациональное использование природных ресурсов
  • Истощение природных объектов
  • Порча, повреждение, уничтожение природных объектов
  • Разрушение природной системы, её экологических связей.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Вид ответственностиПо какому законодательству наступает.Характеристика.
Дисциплинарная.Трудовой кодекс.Наступает у работника, должностного лица за совершённый им дисциплинарный проступок – противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду.
Материальная.Трудовой кодекс.Наступает у работника, должностного лица, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению  вреда в связи с экологическим правонарушением.Работник обязан возместить в установленном порядке и в определённых размерах имущественный ущерб.
Гражданско-правовая.Гражданский, административный кодексы.Правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне имущественный, моральный вред, причинённый в результате нарушения экологических требований; обязан восстановить состояние нарушенной окружающей среды. При нарушении предусматривается приостановление или прекращение деятельности физического или юридического лица
Административная.Административный кодекс.Наступает за нарушение общих эколого-правовых требований по охране окружающей среды,
Уголовная.Уголовный кодекс.Наступает за виновное опасное общественное деяние, посягающее на окружающую среду, рациональное использование и охрана которой обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территории; за противоправное использование природных объектов, их уничтожение или повреждение.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/

Шпаргалка по экологическому праву | Страница 6 | Онлайн-библиотека

Снски эколоческомц праву

В начале 1996 г. было образовано Московское управление милиции по предупреждению экологических правонарушений. Аналогичные структуры действовали в ряде субъектов Федерации.

Главными задачами экологической милиции являлись: предупреждение и пресечение экологических правонарушений, обеспечение безопасности деятельности природоохранных органов, контроль токсично-отработанных газов автотранспорта, контроль за благоустройством территорий, сбором, хранением и утилизацией твердых бытовых и иных отходов, за качеством ввозимых и реализуемых продуктов питания, взаимодействие с органами санэпиднадзора и другими структурами экологического контроля при исполнении ими служебных обязанностей, осуществление оперативного контроля за выполнением городских природоохранных мероприятий и за состоянием охраняемых природных территорий городов и поселений.

В 2000 г. руководство МВД РФ приняло решение о расформировании экологической милиции, несмотря на возражения руководителей субъекта Федерации – г. Москвы. Но с 1 октября 2001 г. на территории столицы воссоздается специализированное подразделение по борьбе с экологическими преступлениями и правонарушениями.

В настоящее время органами исполнительной власти более чем 20 субъектов РФ на основании ч. 6 ст. 9 Закона РФ «О милиции», а также п.

2 Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» созданы специализированные природоохранные подразделения милиции общественной безопасности (экологическая милиция), финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ.

14. Понятие и общая характеристика экологических прав граждан РФ

Экологические права граждан – это совокупность закрепленных в международных актах, Конституции РФ, специальном экологическом и смежном с ним законодательстве прав человека и гражданина, реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере.

Экологические права граждан представляют собой правовые предписания, которые:

– обращены к законодателю и определяют содержание экологической политики и иных правовых норм;

– формируют правоприменительную практику, влияя на процесс принятия экологических решений;

– являются инструментом прямого воздействия индивида на экологическую политику и практику.

По субъектам экологические права могут разделяться:

– на закрепленные за общим субъектом, т. е. за всеми гражданами;

– закрепленные за специальными категориями субъектов, выделенными по профессиональным признакам, или за гражданами, проживающими на отдельных территориях.

К первой группе относятся конституционные экологические права, которые конкретизированы в экологических нормативных правовых актах. Впервые в отечественном законодательстве в современном их понимании они были определены гл. II Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», который в ст.

11 устанавливал право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В указанном Законе были заложены основы правового регулирования экологических прав граждан, впоследствии воспринятые Конституцией РФ 1993 г.

и закрепленные в ней, а затем развитые и конкретизированные в иных актах российского экологического законодательства.

Федеральный закон от 10 января 2002 г.

№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сместил акценты в регулировании данного вопроса, поместив главу об экологических правах граждан вслед за регламентацией полномочий органов государственной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и перефразировав конституционные положения. В данном Законе по сравнению с прежним сужаются экологические права граждан.

Вторая группа прав подробно регламентируется в ряде законодательных актов. Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия» в гл. 5 предусматривает права граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий.

В серии законов о социальной помощи гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, п/о «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также гражданам из подразделений особого риска были установлены права на льготы и компенсации.

Ряд прав граждан устанавливает Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Основные конституционные экологические права – на информацию о состоянии окружающей среды и возмещение ущерба как такового либо в порядке мер социальной и медицинской помощи – получили широкое развитие в специальном экологическом законодательстве. Они в большей или меньшей степени гарантируются государством и реализуются в жизни.

15. Информационное обеспечение охраны окружающей среды

Информационное обеспечение охраны окружающей среды – это сбор, переработка, хранение и обязательно подготовка к использованию информации, которая необходима для оценки состоянии собственно окружающей среды, экологической деятельности и принятия различного рода решений в этой области. Наиболее показательными примерами одного из направлений информационного обеспечения являются слежение за погодой, сейсмологическими процессами, подготовка метеопрогнозов и другие связанные с этим виды работ.

Информационное обеспечение охраны окружающей среды включает в себя:

– необходимую информацию как объект обеспечения;

– процессы работы с информацией, завершающиеся ее подготовкой к использованию;

– распределение или предоставление информации возможным пользователям;

– использование информации, влекущее оценку ее качества и полноты.

Вся эта деятельность регламентируется правом. Правовое регулирование информационного обеспечения необходимо, так как оно:

– может задеть различные интересы, включая безопасность страны;

– нуждается в четких процедурах и установлении ответственности за возможную неполноту, искажение, сокрытие информации, что может повлечь принятие неверных решений и огромный ущерб.

Информация о взаимодействии с окружающей средой и ее охране возникает уже в результате деятельности человека и существует либо как общедоступная, либо как латентная, нуждающаяся в выявлении, фиксации и осознании.

Существующие здесь трудности состоят в том, чтобы: правильно определить информационную потребность, т. е.

установить, какая информация, действительно являющаяся экологической, относящейся к охране окружающей среды, нужна людям и может быть ими использована; создать эффективные структуры и четко наладить процессы, необходимые для собирания, фиксации (закрепления) и обработки этой информации; реально обеспечить возможности доступа к информации для ее надлежащего использования; создать все необходимые условия правильной (для данного уровня знаний) оценки информации; своевременно и эффективно использовать информацию на благо общества и природы.

Экологическое право частично решает эти задачи, создавая правовые основы для информационного обеспечения охраны окружающей среды.

Конституция РФ в ст. 42 устанавливает право каждого на получение информации о состоянии окружающей среды. Многие федеральные законы, не относящиеся к экологическим, содержат положения, реализующие наряду с иными и данное право.

Как общим, так и специальным экологическим законодательством урегулированы некоторые вопросы доступа общественных объединений и граждан к отдельным видам экологической информации и установлены ограничения на таковой.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» проблема экологической информации фактически не регламентируется.

Здесь главным образом содержится указание на конституционное право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, и косвенно данная проблема затрагивается в ст.

1, где наряду с прочими понятиями определяются такие термины, как мониторинг и государственный мониторинг окружающей среды. Таким образом, понятие, порядок сбора, хранения, предоставления экологической информации урегулированы в других актах (законодательных и подзаконных).

6

Источник: https://litrus.net/book/read/169236?p=6

Защита по экологическим правонарушениям

Снски эколоческомц праву

Современное законодательство предусматривает как административную, так и уголовную ответственности за деяния, нарушающие экологический баланс окружающей среды.

Экологические преступления: основные характеристики

Под экологическими преступлениями принято понимать действия (бездействия) нарушающие природоохранные нормы РФ. Обычно подобные деяния характеризуются нанесением серьезного ущерба экологической обстановке.

УК РФ содержит отдельный раздел, посвященный преступлениям в области экологии.

Это объясняется тем, что государство защищает не только права своих граждан, но и беспокоится о состоянии окружающей среды, от которой зависит здоровье и благополучие всего человечества.

Самого понятия «экологическое преступление» в УК РФ не существует. В нем содержится лишь обобщенная характеристика преступных деяний, направленных на нарушение экологической обстановки.

До недавнего времени правоприменителей в первую очередь интересовала экономическая составляющая экологических преступлений. Но в настоящее время ситуация изменилась.

Ведь подобные преступные действия наносят не только материальный ущерб, но и посягают на здоровье граждан, которое напрямую зависит от состояния экологии.

Поэтому природа защищается законодательными нормами, которые никто не имеет права нарушать. Данное положение нашло отражение даже в основном законе РФ ‒ Конституции. В ней говорится, что каждый человек имеет право на то, чтобы его окружала здоровая окружающая среда.

Целью государства является поддержание экологического баланса на должном уровне, ведь он оказывает непосредственное влияние на здоровье нации. Любое внедрение человека в естественные процессы способны сломать хрупкое равновесие, что чревато тяжелейшими последствиями.

Отличительные особенности экологических преступлений от правонарушений

Стоит понимать, что понятие «экологическое преступление» значительно отличается от термина «экологическое правонарушение». Давайте разберемся, что отличает проступок от деяния, наказуемого УК РФ. Противоправное деяние считается преступлением если содержит в себе ряд определенных признаков.

Умысел лица, преступающего закон, нарушает баланс взаимодействия человека и природы. Например, отравление водоема приведет гибели его обитателей. В первую очередь это касается рыбы.

Вследствие вырубки одного участка леса животные и птицы, населявшие его, вынуждены переселяться в другое место.

Подобная миграция негативно сказывается на балансе, поэтому подобные действия строго караются уголовным законодательством.

Объекты, на которые направлены преступное посягательство, имеют природное происхождение, т. е. человек никогда не оказывал на них какого-либо воздействия. Поэтому, насаждения на садовом участке, фермерском хозяйстве и пр.

не могут рассматриваться в качестве предмета экологического преступления. В подобном случае посягательство происходит на частную собственность и наказывается, в большинстве случаев, по статье экономической направленности.

Объект преступного посягательства представляет для общества повышенную экологическую ценность. Ведь владельцем всех природных богатств является именно государство, поэтому на него возлагается обязанность по осуществлен контроля за их состоянием. Экологическая ценность заключается в важности объекта касательно жизнедеятельности, чем она выше, тем строже мера наказания для субъекта.

Государство использует в отношении подобной категории дел превентивные меры. Поэтому для наступления уголовной ответственности за экологические правонарушения не обязателен факт причинения реального вреда, достаточно создания определенных условий, способных повлечь негативные последствия для окружающей среды. Чаще всего это касается промышленных предприятий.

В случае, если будут нарушены условия для хранения отходов, представляющих опасность, или правила их транспортировки, ответственность наступает такая же, как и при утечке. Подобные превентивные меры направлены на то, чтобы исключить халатность со стороны должностных лиц, ответственных за хранение и транспортировку ядовитых отходов.

В обратном случае они могут получить реальный срок.

Субъективная сторона

Для квалификации экологического правонарушения по УК РФ в действиях субъекта должен просматриваться косвенный умысел, т. е.

он осознает негативные последствия предпринимаемых им действия, но, несмотря на это, продолжает их совершать.

В некоторых случаях в действиях лица, подозреваемого в совершении преступления в области экологии, выявляется простая неосторожность, но она не может рассматриваться в качестве облегчающего вину обстоятельства.

Практика показывает, что в подобных делах возникает множество вопросов относительно применения законодательных норм. Ежегодно в судах увеличивается количество экологической направленности и большинство из них касается незаконной вырубки леса, ловле рыбы и прочих водных обитателей с нарушением норм права. Подобные преступные деяния всегда чрезвычайно трудно доказываются.
 

Современное законодательство различает три разновидности экологических преступлений:

  • совершенные непосредственно хозяевами природных ресурсов;
  • природопользователями;
  • третьими лицами, не относящимися ни к одной из этих групп.

Другим важным критерием является вред, причиненный природному объекту противозаконными действиями субъекта (порча или уничтожение).

Виды экологических преступлений

Существует следующая классификация экологических преступлений:

  1. Засорение вод и прочих подземных источников. Подобные действия всегда являются следствием нарушения специальных норм. Большое значение здесь играет степень вреда, причиненного окружающей среде.
  2. Засорение морей и других источников. Обычно это происходит из-за выброса веществ, представляющих потенциальную угрозу для здоровья людей и прочих живых ресурсов.
  3. Загрязнение атмосферы.
  4. Отравление земель. Речь идет о нанесении вреда земельным площадям в результате использования опасных удобрений и прочих химикатов.
  5. Уничтожение (причинение вреда) лесному фонду вследствие неосторожного обращения с огнем и прочими источниками, представляющими повышенную опасность.
  6. Противозаконная вырубка леса.
  7. Незаконная охота.
  8. Противоправный вылов рыбы и других обитателей морей и рек.
  9. Возведение незаконных построек (дамб, мостов), явившихся причиной массовой гибели рыб или прочих водных обитателей.
  10. Производство отходов, представляющих большую опасности для окружающей среды.
  11. Создание несанкционированной свалки.
  12. Не соблюдение санитарных норм.

Вот неполный перечень преступлений экологической направленности, за совершение которых предусматривается уголовная ответственность. Стоит понимать, что на квалификацию статьи большое значение оказывает размер причиненного ущерба и прочие сопутствующие обстоятельства.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения

Положения действующего законодательства являются прежде всего способом осуществления контроля за сбережением природных ресурсов. Подобный контроль вправе осуществлять не только государство, но и другие ответственные подразделения. Согласно правовым нормам экологический контроль может осуществляться:

  • государством;
  • муниципалитетом;
  • обществом;
  • промышленным предприятием, которое осуществляет контроль, призванный обеспечить безопасность производственной деятельности.

Ответственность в рамках КоАП РФ предусмотрена за правонарушения, которые не причинили серьезного вреда как здоровью человека, так и состоянию флоры и фауны. В других случаях наступает уголовная ответственность за экологические правонарушения.

Зачастую преступления, причиняющие вред окружающей среде, наказываются штрафом, размер которого находится в прямой зависимости от степени причиненного вреда. Но УК РФ предусматривает и другие меры наказания:

  • обязательные работы, сроком до 480 часов;
  • ограничение свободы, сроком не более 2 лет;
  • арест. Подобный вид наказания часто применяется за загрязнение природных объектов;
  • лишение свободы. Виновному в совершении деяния, которое может повлечь за собой возникновение экологической катастрофы, может грозить до 20 лет лишения свободы.

Защита по экологическим преступлениям

В большинстве случае правонарушения в области экологии связаны с осуществлением производственной деятельности. Помощью адвоката по экологическим преступлениям целесообразно воспользоваться уже в момент проектирования дальнейшего производственного процесса, т. е.

на стадии строительства фабрики или завода. Как отмечалось выше многие положения законодательства РФ носят превентивный характер, поэтому соблюдать их необходимо с первой стадии производства работ.

Ситуация усложняется тем, что большинство вопросов, связанных с экологией, требует согласования с органами государственной власти, поэтому без поддержки квалифицированного адвоката по экологическим преступлениям обойтись практически невозможно.

Многие бизнесмены, решающие не брать подобные вопросы в расчет, сталкиваются в дальнейшем с серьезными проблемами и обращаются к специалисту уже для формирования тактики защиты в суде.

Защита по экологическим преступлениям требует исчерпывающего знания законодательных норм, высокого профессионализма, умения оперативно решать любые проблемы. Благодаря этим навыкам адвокат по экологическим преступлениям поможет предприятию избежать не только убытков, но и серьезных правовых проблем.

В большинстве случаев нарушение экологических норм чревато не только тем или иным видом наказания (административного, дисциплинарного или уголовного), но и предписанием специального органа на устранение выявленных нарушений, что может негативно отразиться на дальнейшей работе предприятия.

Ведь выполнение подобных предписаний во многих случаях влечет серьезные финансовые потери, а иногда их исполнение невозможно в силу определенных обстоятельств. Только грамотный специалист поможет найти выход из такого «тупика» благодаря прекрасному знанию всех положений действующего законодательства.

 

Адвокат по экологическим преступлениям оказывает следующие услуги:

  • консультации по всем вопросам применения норм права в области экологии;
  • дает правовую сложившейся ситуации и прогноз относительно дальнейшего развития дела;
  • оспаривает предписания органов, осуществляющих надзор;
  • представляет интересы своего клиента во всех государственных надзорных органах;
  • защита в суде законных прав доверителя;
  • подает жалобы и ходатайства;
  • оспаривает вынесенное решение суда в вышестоящей инстанции.

Также опытный специалист поможет решить любой вопрос, связанный с отсутствием разрешительных документов на тот или иной вид деятельности, например, отсутствием разрешения на проведение работ, связанных с обращением опасных отходов.

Источник: https://sstumanov.ru/advokat-po-delam-ob-ekologicheskix-prestupleniyax/

Источники экологического права

Снски эколоческомц праву
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Экологическое право » Источники экологического права

Каждая отрасль права выступает регулятором общественных отношений. Не являются исключением и правоотношения, которые возникают в области взаимодействия общества и природы. Воздействие на участников общественных экологических отношений оказывается через источники экологического права.

Юридическая доктрина понимает под источниками экологического права нормативные акты, которые были приняты уполномоченными на то государственными органами в установленной форме и процедуре, содержащие в себе общеобязательную волю законодателя в области природопользования. Другими словами – это официальная форма выражения и закрепления норм экологического права.

Источники экологического права обладают всеми характерными признаками, свойственными источникам права, однако, имеют и свои особенности.

Так, исходя из того, что законодательство о недрах, об охране окружающей среды, а также водное, лесное, земельное законодательство Конституцией РФ отнесено как к предметам ведения Российской Федерации, так и к предметам ведения ее субъектов, то нормы, которые составляют институт источников экологического права, устанавливаются на двух уровнях – федеральном и региональном.

Также нормы экологического права, помимо специальных актов, содержатся в актах других отраслей права. Так, наряду с законодательством об окружающей среде, источники экологического права содержатся и в актах уголовного, конституционного, земельного, гражданского права.

Законодательством к источникам экологического права предъявлен ряд требований.

Во-первых, нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды и природопользования не должны противоречить высшему закону государства – Конституции РФ.

Во-вторых, акты должны быть приняты исключительно уполномоченными на то органами.

В-третьих, форма актов должна соответствовать статусу органов, которыми они были приняты. Например, Государственная Дума не вправе издавать указы и распоряжения, а Правительство РФ – законы. В случае нарушения этого требования, принятый нормативный правовой акт должен быть признан неправомерным.

Классификация источников экологического права

Законодательство не выделяет какого-либо критерия для разграничения источников. Однако, классификация позволяет упорядочить виды источников экологического права. Поэтому в юридической литературе выделены несколько классификаций, наиболее популярные из которых приведены ниже.

В зависимости от предмета правового регулирования, источники подразделяются на общие и специальные.

Первые характеризуются обширной спецификой правового регулирования, то есть предмет их регулирования включает в себя как экологические, так и иные общественные отношения.

Специальные источники – это акты, главной задачей которых является урегулирование отношений в сфере взаимодействия субъектов экологического права и природы с целью сохранения природной среды и ее улучшения.

По юридической силе источники экологического права принято классифицировать на законы и подзаконные акты.

К законам относятся все нормативные акты, касающиеся сферы действия экологического права, принимаемые законодательными органами государственной власти.

К подзаконным актам относятся акты Президента РФ, Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления.

По характеру источники экологического права условно подразделяются на кодифицированные и некодифицированные. Основной особенностью, отличающий кодифицированный нормативный акт от некодифицированного, является систематизация, которая происходит в процессе правотворчества. Целью такой систематизации является повышение эффективности реализации права в ходе правоприменительной деятельности.

В зависимости от характера правового регулирования источники делятся на материальные и процессуальные. Акты материального характера содержат в себе материально-правовые нормы права и устанавливают права, обязанности и ответственность субъектов экологических отношений.

Процессуальные – регулируют соответствующие правоотношения в сфере пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды. При этом, в большинстве случаев, в одном источнике содержатся нормы как материального, так и процессуального права.

В связи с этим, в данной классификации выделяется третий вид источников – смешанные.

Система источников экологического права в России

Особое место среди источников экологического права занимают источники международного экологического права.

К данному виду источников относят международные договоры, конвенции, обычаи, общие принципы международного права, акты рекомендательного характера международных организаций.

Важной особенностью данного вида источников является необходимость согласия РФ на применения таких актов (ратификация).

Главенствующую роль среди национального законодательства занимает Конституция РФ.

Обладая высшей юридической силой, обязательностью применения и прямым действием на всей территории, Конституция РФ провозглашает основные начала взаимодействия субъектов экологического права и природы, пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды. Помимо этого, конституционные основы экологического права играют основополагающую роль для всей системы права.

Конституцией РФ установлен приоритет международных актов над национальными. Так, если в международном договоре содержатся иные правила, чем те, которые установлены в национальном законодательстве РФ, то применяются нормы международного права. Однако, обязательным условием такого договора является его ратификация.

По вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, принимаются федеральные конституционные законы. Роль таких законов заключается в прямой реализации конституционных положений и урегулировании наиболее важных сфер деятельности. Именно поэтому по юридической силе федеральные конституционные законы выше федеральных законов.

Следующее звено системы – федеральные законы в области экологического права. Основной целью таких источников права является сохранение и санация природной среды, осуществление единой экологической политики, выработка принципа повсеместного участия граждан в охране окружающей среды.

В системе источников права подзаконные нормативные правовые акты выступают в форме волеизъявления Президента РФ, Правительства РФ, федеральных ведомств и министерств. Цель таких актов заключается в конкретизации уже имеющихся положений законов.

Следующим элементом системы источников являются законотворчество субъектов РФ. Субъекты РФ осуществляют самостоятельное правовое регулирование, включающее в себя принятие законов и иных результатов нормотворчества, не нарушая при этом конституционные основы экологического права, а также иное федеральное законодательство.

Заключительный уровень в системе источников экологического права РФ представляют акты органов местного самоуправления. Такие акты регулируют вопросы местного значения, которые отнесены к ведению органов местного самоуправления.

Стоит отметить, что, помимо основных источников экологического права, в науке выделяются вспомогательные. К таким источникам относятся решения судов высших инстанций.

Хоть напрямую суды не вправе издавать общеобязательные нормы, но решения вышестоящих судов все же влияют на правоприменительную практику в целом. Дополнительную роль в развитии правоприменительной деятельности играют и специальные стандарты (ГОСТ).

Целью таких стандартов является уточнение содержания нормативных актов и предотвращение возможных ошибочных суждений в правоприменительной практике.

Источник: https://advokat-malov.ru/ekologicheskoe-pravo/istochniki-ekologicheskogo-prava.html

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: