Срок действия обеспечения в форме денежных средств 44фз

Содержание
  1. Обеспечение заявки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: виды, размер, условия и сроки возврата, процентная ставка
  2. Цели и формы обеспечения заявки по Закону № 44-ФЗ
  3. Безотзывная банковская гарантия как обеспечение заявки
  4. Внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки
  5. Размер обеспечения заявки
  6. Условия обеспечения заявки и сроки возврата денежных средств по Закону № 44-ФЗ
  7. Обеспечение заявки по Закону № 223-ФЗ: отличия от 44-ФЗ
  8. Обеспечение гарантии по Закону № 44-ФЩ
  9. Когда предоставление обеспечения гарантийных обязательств является обязательным?
  10. В каком размере, порядке и на какой срок должно быть предоставлено такое обеспечение?
  11. Отличительные особенности обеспечения гарантийных обязательств от обеспечения исполнения контракта
  12. Отмена ранее установленного в контракте требования об обеспечении гарантийных обязательств возможна?
  13. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: правила расчета, размер, удержание и сроки возврата
  14. Понятие обеспечения исполнения контракта
  15. Правила расчета
  16. Уменьшенный и увеличенный размер
  17. Удержание обеспечения
  18. Процедура предоставления обеспечения
  19. Возврат обеспечения по контракту
  20. Планирование закупок
  21. Обоснование закупок
  22. Контракт
  23. Обеспечение гарантийных обязательств по 44-ФЗ с 1 июля 2021 года
  24. Обеспечительные инструменты контрактной системы
  25. Что изменилось с 1 июля 2021 года?
  26. Как работает обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ?
  27. Особые условия для СМП/СОНО
  28. Пример расчета обеспечения в закупках с преимуществами для СМП/СОНО
  29. Как изменить способ обеспечения?
  30. Пример, когда можно изменить способ обеспечения
  31. Пример, как можно уменьшить сумму обеспечения
  32. Что делать поставщику, если у банка отозвали лицензию?
  33. Должен ли заказчик требовать новую БГ, если нарушены сроки исполнения контракта?
  34. Может ли третье лицо внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта за участника?
  35. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
  36. Способ обеспечения исполнения контракта
  37. Требования к обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ
  38. Когда обеспечивать контракт обязательно?
  39. В каких закупках может не быть обеспечения договора?
  40. Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
  41. Расчет суммы обеспечения

Обеспечение заявки по 44-ФЗ и 223-ФЗ: виды, размер, условия и сроки возврата, процентная ставка

Срок действия обеспечения в форме денежных средств 44фз

Заключение государственного (муниципального) контракта — важное событие в жизни любой компании, которое позитивно сказывается на ее имидже и подтверждает конкурентоспособность. Однако чтобы этого добиться, потребуется продемонстрировать не только профессиональную, но и финансовую состоятельность.

В настоящее время вопросы обеспечения заявок на участие в госзакупках регулируются двумя законами: Федеральным законом от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) и Федеральным законом от 18 июля 2011 г.

№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ).

Цели и формы обеспечения заявки по Закону № 44-ФЗ

Заявка вашей компании на участие в государственном конкурсе согласно Закону № 44-ФЗ принимается только в том случае, если присутствует ее материальное обеспечение, которое при определенных условиях будет удержано в пользу заказчика.

Для участия в электронных аукционах принимается либо банковская гарантия, либо денежное обеспечение. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания подачи заявок.

На такой же срок блокируются денежные средства на счете участника конкурса.

Следует иметь в виду, что победителю конкурса потребуется еще и финансовое обеспечение исполнения контракта, которое также может быть либо в виде банковской гарантии, либо в виде денежных средств, внесенных на указанный заказчиком счет.

В какой форме будет предоставлено обеспечение, участник закупки, с которым заключается контракт, выбирает самостоятельно. Срок действия банковской гарантии в данном случае должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Таким образом, от потенциального поставщика требуются два финансовых подтверждения намерений: по участию в конкурсе и по исполнению контракта.

Безотзывная банковская гарантия как обеспечение заявки

Общие понятия банковской гарантии и требования к ней изложены в статьях 368 и 370 ГК РФ, специальные — в статье 45 ФЗ-44, дополнительные требования — в постановлениях Правительства РФ и ряде других подзаконных актов.

Самостоятельно государственный или муниципальный заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования к банковской гарантии, а также выдвигать основания для отказа в принятии банковской гарантии, нарушающие часть 6 статьи 45 указанного Закона, иначе это влечет для него ответственность в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Банковская гарантия должна быть внесена в реестр Минфина РФ не позднее 1 рабочего дня с даты ее выдачи. О внесении гарантии в реестр банк обязан уведомить участника аукциона (принципала) в течение еще одного рабочего дня, направив ему выписку из реестра банковских гарантий.

Срок действия документа по закону должен составлять не менее двух месяцев с момента окончания приема заявок на конкурс.

Банк не может отказаться от своих обязательств по выданной гарантии ни при каких обстоятельствах: тот факт, что банковская гарантия, выданная банком, должна быть безотзывной, означает, что гарант в любом случае обязан будет отвечать по обязательствам.

В большинстве случаев заказчик должен принять безотзывную банковскую гарантию, выданную кредитной организацией, включенной в перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ. Актуальная версия данного перечня размещается на сайте Минфина России в разделе «Деятельность / Контрактная система / Перечень банков…»

Заказчик вправе не принимать банковскую гарантию, если она не соответствует условиям конкурсной документации или Закону № 44-ФЗ. Но в этом случае в течение трех рабочих дней с момента предоставления гарантии он должен письменно или в электронной форме проинформировать об этом принципала с указанием причин отказа.

Внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки

Начиная с 1 июля 2021 года участники госконкурсов вносят денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в электронных торгах, на специальные счета.

Их можно открыть только в банках, соответствующих требованиям, предусмотренным в постановлении Правительства РФ от 29 июня 2021 года № 748, и включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 13 июля 2021 года № 1451-р.

С перечисленными банками операторы электронных торговых площадок заключают соглашения о взаимодействии, позволяющие открыть специальный счет в максимально короткие сроки, в том числе в день обращения.

Размер обеспечения заявки

Сумма обеспечения устанавливается в процентном соотношении от начальной (максимальной) цены контракта — НМКЦ. В соответствии с Законом № 44-ФЗ и изменениями, внесенными пунктом 1 постановления Правительства РФ от 12 апреля 2021 года № 439, размер обеспечения заявки варьируется в зависимости от суммы контракта и типа поставщика.

  • В случае если размер НМКЦ находится в пределах от 5 до 20 млн рублей, размер банковской гарантии должен составлять от 0,5 до 1% данной цены.
  • При стоимости контракта более 20 млн рублей это уже 0,5–5%.
  • В случае если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, либо организация инвалидов и НМКЦ превышает 20 млн рублей, размер обеспечения заявки не может быть выше 2% НМКЦ.
  • Для контрактов, НМКЦ в которых составляет от одного до пяти миллионов рублей, Министерством финансов признано целесообразным с 1 июля 2021 года устанавливать размер обеспечения заявок по аналогии права в пределах, установленных для контрактов, размер НМКЦ в которых находится в диапазоне 5–20 млн рублей, т.е. 0,5–1% данной цены (см. письмо Минфина России от 23 мая 2021 года № 24-02-05/34911)[1].

За счет такого распределения сумм есть возможность объективно оценить перспективы компании-участника.

Условия обеспечения заявки и сроки возврата денежных средств по Закону № 44-ФЗ

Суммы, перечисленные для обеспечения заявки, для многих компаний являются значимыми, поэтому вопрос их возврата крайне важен.

Средства должны быть возвращены на счет участника, не выигравшего в конкурсе, не позднее чем через пять рабочих дней после окончания конкурса, в случае электронных аукционов на это отводится один день.

Если участник победил в конкурсе, средства возвращаются на его счет в те же сроки, но не с даты окончания конкурса, а с даты заключения контракта. Банковские гарантии не возвращаются, но и взыскание по ним произведено быть не может.

Отказ в возврате обеспечения заявки возможен, если:

  1. победитель конкурса не может предоставить в срок обеспечение контракта или затягивает подписание договора с заказчиком;
  2. победитель конкурса отказывается заключать контракт, что также ведет за собой удержание внесенного обеспечения. В этом случае контракт предлагается второму победителю, но он может отказаться безо всяких санкций, обеспечение будет ему возвращено;
  3. участник конкурса в текущем квартале уже был отклонен по вторым частям заявок дважды на этой же электронной площадке. Это происходит в том случае, если заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе. А именно: если во второй части заявки содержатся документы, не подтверждающие соответствие участника такого аукциона и/или предлагаемых им товаров, работ, услуг условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ. Если заявку отклоняет уже третий заказчик, оператор электронной площадки по истечении 30 дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки[2].

Таким образом, за добросовестность поставщика отвечает не только он сам, но и электронная площадка.

Обеспечение заявки по Закону № 223-ФЗ: отличия от 44-ФЗ

Положения Закона № 223-ФЗ применимы к обеспечению заявки, если заказчик относится к одной из следующих категорий:

  1. государственные корпорации;
  2. государственные компании;
  3. субъекты естественных монополий;
  4. организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
  5. государственные и муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения, ведущие закупки за счет грантов (субсидий);
  6. государственные и муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения, ведущие закупки для привлечения субподрядчиков по контрактам, в которых являются исполнителями;
  7. автономные учреждения;
  8. хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и их дочерние хозяйственные общества;
  9. бюджетные учреждения при наличии принятого и размещенного в ЕИС в соответствующие сроки Положения о закупке.

Такой заказчик имеет право, но не обязан требовать обеспечение заявки/договора. Способы и размеры обеспечения заявки, в случае его необходимости, указываются в конкурсной документации.

Банк, предоставляющий банковскую гарантию, должен находиться как минимум в списке лучших пятидесяти банков по версии Минфина России. При этом в реестре банков Минфина, с которым сверяются по Закону № 44-ФЗ, банк может и не фигурировать.

Также нет жестких формулировок по определению суммы обеспечения в зависимости от цены контракта, данный вопрос заказчик решает сам.

Итак, для участия в госконкурсах в соответствии с Законом № 44-ФЗ каждый потенциальный исполнитель должен предоставить денежный залог или банковскую гарантию обеспечения заявки, т.е. заручиться поддержкой какого-либо банка, готового покрыть возможные расходы.

Также банковская гарантия может понадобиться для обеспечения участия в конкурсе или аукционе, проводимом по Закону № 223-ФЗ, если заказчик посчитает нужным выставить подобное требование.

Важным моментом оформления документа являются прописанные в нем условия, на что надо обратить особое внимание при подписании договора банковской гарантии.

Источник: https://www.pravda.ru/navigator/obespechenie-zajavki-po-44-fz-i-223-fz.html

Обеспечение гарантии по Закону № 44-ФЩ

Срок действия обеспечения в форме денежных средств 44фз

Тема требований об обеспечении гарантийных обязательств продолжает волновать клиентов Консультационного центра в сфере закупок «Закон.гуру», а также обычных пользователей сайта. Интерес к теме не угас, а даже несколько возрос после внесения в Закон № 44-ФЗ изменений, принятых федеральным законом от 24.04.2021 № 124-ФЗ (далее – Закон № 124-ФЗ).

Напомним, что с 1 июля 2021 года Закон № 44-ФЗ устанавливал обязанность заказчика требовать от поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставление обеспечения гарантийных обязательств по контакту, если в техническом задании были установлены требования к гарантии. С 1 июля 2021 года данная обязанность заменена на право заказчика (Закон № 124-ФЗ). Однако, вопросы, касающиеся темы обеспечения гарантийных обязательств, остались. Мы попробуем рассмотреть основные из них в настоящей статье.

Когда предоставление обеспечения гарантийных обязательств является обязательным?

Если в контракте установлено требование о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств, то такое требование обязательно для исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Да, с 1 июля 2021 года требовать предоставление обеспечения является правом, а не обязанностью заказчика (ч. 2.2. ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Однако, если заказчик таким правом воспользовался, то для поставщика (подрядчика, исполнителя) это становится обязанностью. При этом заказчик не вправе указать в контракте, что он «вправе» потребовать обеспечение от лица, с которым будет заключен контракт.

Данное требование либо устанавливается, либо нет, но если оно установлено, то должно применяться ко всем участникам закупки без каких-либо исключений (в том числе к СМП и СОНКО).

Установить требование об обеспечении гарантийных обязательств заказчик может только в случае, если в контракте прописаны гарантийные обязательства, в том числе требования к сроку гарантии на поставляемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги). Напомним, что в соответствии с ч. 4 ст.

33 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан установить требования по гарантии, если предметом закупки выступает поставка машин и оборудования (прим.: о том, что является «машиной» и «оборудованием» см. ТР ТС 010/2011 Технический регламент Таможенного союза “О безопасности машин и оборудования”).

В остальных случаях он вправе это сделать.

Довольно часто нам задают следующий вопрос: есть ли перечень случаев, при котором заказчик «может» устанавливать требования к гарантии качества? Наш ответ: такого перечня нет.

Понятное дело, что, например, при закупке мебели, строительных работ заказчик, скорее всего, установит требование к гарантийным обязательствам.

Однако, может этого и не делать, что не будет являться нарушением Закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем, есть ряд ситуаций, когда заказчики устанавливают требование к гарантии качества и не могут сами объяснить, что они под этими гарантиями понимают. В частности, встречаются случаи установления гарантийных обязательств при закупке продуктов питания, лекарственных средств, программного обеспечения.

Все бы ничего, если бы заказчик одновременно не требовал предоставление обеспечения гарантийных обязательств по таким контрактам.  Данные ситуации возникают во многом из-за того, что заказчики путают такие понятия как, например, «гарантийные обязательства» и «остаточный срок годности».

К сожалению, установление требований к гарантии и к обеспечению гарантийных обязательств в указанных случаях формально не является нарушением Закона № 44-ФЗ.

В каком размере, порядке и на какой срок должно быть предоставлено такое обеспечение?

Согласно ч. 2.2. ст. 96 Закона № 44-ФЗ размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% НМЦК. Порядок и срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств должны быть определены заказчиком в контракте (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). При определении порядка и срока предоставления обеспечения гарантийных обязательств заказчику необходимо помнить о следующем:

1) В соответствии с ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ оформление сторонами документа о приемке осуществляется только после предоставления обеспечения гарантийных обязательств.

В отличие от обеспечения исполнения контракта обеспечение гарантийных обязательств предоставляется после заключения контракта, но до подписания сторонами документа о приемке.

В Законе № 44-ФЗ не решен вопрос о том, как следует поступить заказчику, если продукция по контракту принимается частями (например, равными партиями поставляется компьютерное оборудование)?

Формально ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ не допускает требовать предоставление обеспечения при закрытии отдельного этапа исполнения контракта. При этом срок гарантийных обязательств по контракту может начать течь после поставки части продукции (в отношении этой части) и подписания сторонами документа о приемке.

Без затребования обеспечения гарантийных обязательств по части уже поставленной продукции выполнение таких обязательств будет не гарантировано. Для исключения споров мы не рекомендуем предусматривать частичную приемку при установлении требования об обеспечении гарантийных обязательств.

Однако, если без приемки частями нельзя обойтись, рекомендуем устанавливать требование об обеспечении гарантийных обязательств в части всего объема поставленной продукции. При этом сумма обеспечения гарантийных обязательств не должна превышать 10% НМЦК.

Подробнее о том, какие еще встречаются проблемы с установлением требований об обеспечении гарантийных обязательств, а также как такие проблемы решать читайте здесь.

2) Обеспечение гарантийных обязательств может предоставляться поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в виде банковской гарантии или внесением денежных средств на счет заказчика (ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Срок предоставления такого обеспечение не может быть менее срока действия гарантийных обязательств + один месяц. Например, если при закупках работ по строительству объекта капитального строительства заказчик установил срок гарантии в размере 5 лет на основании ст.

756 ГК РФ, подрядчик обязан предоставить обеспечение на срок не менее 5 лет + 1 месяц. В период действия гарантийных обязательств поставщик (подрядчик, исполнитель) имеют право заменить ранее предоставленное обеспечение гарантийных обязательств (ч. 7 ст.

96 Закона № 44-ФЗ), но не может уменьшить его размер. Это отличительная черта такого обеспечения от обеспечения исполнения контракта.

3) Закон № 44-ФЗ не предусматривает обязанность заказчика прописывать в контракте срок возврата обеспечения гарантийных обязательств.

При отсутствии такого условия обеспечение гарантийных обязательств должно быть возвращено заказчиком в разумный срок (в случае предоставления обеспечения гарантийных обязательств в форме денежных средств).

Согласно позиции Минфина России по данному вопросу (см. письмо Минфина России от 19 августа 2021 г. N 24-03-07/63253):

…срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения гарантийных обязательств (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не должен превышать 30 дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) гарантийных обязательств, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, такой срок не должен превышать 15 дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) гарантийных обязательств, предусмотренных контрактом.

Отличительные особенности обеспечения гарантийных обязательств от обеспечения исполнения контракта

Помимо тех отличительных особенностей, которые были указаны выше, следует отдельно выделить еще две:

1) Требование об обеспечении гарантийных обязательств может быть установлено заказчиком даже в тех случаях, когда предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется.

Например, при закупке компьютерного оборудования способом запроса котировок в электронной форме заказчик вправе не установить требование об обеспечении исполнении контракта (ч. 1 ст.

96 Закона № 44-ФЗ), но вправе установить требование о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств, т.к. при закупках оборудования обязан определить требования к гарантийным обязательствам в техническом задании.

2) От предоставления обеспечения гарантийных обязательств не освобождаются казенные учреждения и СМП (ч.ч. 8 и 8.1. ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Отмена ранее установленного в контракте требования об обеспечении гарантийных обязательств возможна?

Часть 4 ст. 5 Закона № 124-ФЗ предусматривает:

4. Положения пункта 1 части 13 статьи 34, частей 1, 2.2, 6 – 6.3 и 7.

3 статьи 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (в редакции настоящего Федерального закона) по соглашению сторон контракта могут распространяться на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, либо контракта, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещения об осуществлении закупок по которым размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в закупках по которым направлены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Указанная норма вступила в силу с 24.04.2021!

Сама норма очень странная и явно вызовет массу мнений со стороны заказчиков, бизнеса и контролирующих органов.

По своему смыслу норма призвана распространить правило о «праве» заказчика на установление требования об обеспечении гарантийных обязательств на контракты, заключенные до 01.07.

2021, но при этом не позволяет вносить изменения в уже заключенные контракты! Соответственно воспользоваться данной нормой можно только при планировании, объявлении и внесении изменений в закупки, объявленные в период с 24 апреля 2021 года по 1 июля 2021 года.

Остались вопросы? Задайте их прямо сейчас в нашей закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Источник: https://44fz.ru/article/obespechenie-garantijnyh-obyazatelstv/

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: правила расчета, размер, удержание и сроки возврата

Срок действия обеспечения в форме денежных средств 44фз

Государственные закупки – это в подавляющем большинстве случаев процедуры конкурентного определения потенциального исполнителя по государственному или муниципальному контракту.

Нередко для того, чтобы получить тот или иной контракт, потенциальные исполнители идут на существенное снижение цен на сами контракты, а также предоставляют заказчику лучшие условия для исполнения контракта.

Однако подобные действия нередко приводят к тому, что контракт по факту исполняется с нарушениями или не исполняется вовсе.

Именно по этой причине на государственном уровне было принято решение о необходимости создания гарантирующего инструмента, который сможет обезопасить государственного заказчика от возможных потерь при ненадлежащем исполнении контракта выигравшим исполнителем. Таким инструментом стало обеспечение исполнения контракта. Что это за гарантирующий инструмент, каким образом рассчитывается и как может использоваться?

Понятие обеспечения исполнения контракта

Гарантия того, что контракт будет исполнен в полном объеме, необходима для того, чтобы государственный заказчик не пострадал от действий недобросовестных исполнителей. В качестве такой гарантии рассматривается обеспечение исполнения контракта. Данный вид гарантии для государственных контрактов предусмотрен статьей 96 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

Заказчик устанавливает требование о необходимости наличия обеспечения исполнения контракта для всех процедур, которые проводятся в электронной форме. Обязательное требование о наличии обеспечения исполнения контракта формируется в документации к закупкам, проводимым путем электронного конкурса или аукциона.

В том случае, если электронная закупка проводится для того, чтобы выбрать исполнителя государственного контракта из числа субъектов малого предпринимательства, требование о наличии обеспечения исполнения контракта может не устанавливаться.

Такое же правило действует для тех случаев, когда речь идет о социально ориентированных некоммерческих организациях, которые выполняют работы, оказывают услуги или поставляют товары для исполнения государственных контрактов.

При этом сам исполнитель решает, какого рода он будет предоставлять такое обеспечение – в виде перечисления денежных средств на счет государственного заказчика или в виде банковской гарантии, которая также должна предоставляться в строгом соответствии с положениями статьи 45 Федерального закона «О контрактной системе».

Правила расчета

Обеспечение исполнения контракта рассчитывается на основании того, какой является начальная максимальная цена контракта, указанная в документации по проведении той или иной закупки.

Если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) меньше пятидесяти миллионов рублей включительно, то размер обеспечения исполнения контракта должен находиться в диапазоне от пяти до тридцати процентов от НМЦК.

Если НМЦК больше пятидесяти миллионов рублей, то размер обеспечения находится в диапазоне от десяти до тридцати процентов от НМЦК.

При этом для тех контрактов, по которым заказчик перечисляет аванс, размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше установленной суммы аванса.

Но если аванс более тридцати процентов от НМЦК, то размер обеспечения устанавливается в равном виде по отношению к внесенному авансу.

Если при проведении закупки в виде конкурса или аукциона начальная максимальная цена контракта была снижена более, чем на двадцать пять процентов, то размер обеспечения контракта будет изменен по сравнению с указанным в документации о закупке.

Так, для контрактов, НМЦК которых менее пятнадцати миллионов, размер обеспечения контракта будет установлен в виде доплаты дополнительных пятидесяти процентов от ранее установленного размера обеспечения.

Если НМЦК более пятнадцати миллионов рублей, то контракт может быть заключен только после того, как исполнитель предоставит обеспечение в том размере, который указан в документации к закупке, а также подтвердит свою добросовестность одним из предусмотренных в статье 37 Федерального закона №44-ФЗ способом.

Уменьшенный и увеличенный размер

Как уже говорилось выше, заказчик в некоторых случаях может потребовать от потенциального исполнителя по контракту предоставить увеличенный размер обеспечения исполнения контракта. Это требование используется в качестве антидемпинговых мер и предусмотрено статьей 37 указанного нормативного акта.

Предоставление увеличенного размера используется в тех случаях, когда требуется получить дополнительную гарантию того, что исполнитель в полном объеме реализует свою часть обязательств по контракту.

Однако, кроме увеличенного объема обеспечения, есть случаи, когда исполнитель вправе предоставить уменьшенный объем.

Используется такое право исполнителя только в тех случаях, когда речь идет о выполнении части обязательств по взятому контракту. В том случае, если поставщик выполнил часть взятых на себя обязательств по контракту, он вправе написать заявление на имя руководителя государственного заказчика с целью возврата обеспечения.

После того как обеспечение ему будет возвращено, он обязан перечислить объем обеспечения исполнения контракта в размере, пропорционально равном оставшемуся к выполнению объему обязательств.

Данное право исполнителя в отношении внесенного обеспечения контракта предусмотрено частью 7 статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе».

Возможность такой замены внесенного ранее обеспечения на практике ограничивается теми случаями, когда исполнитель все свои обязательства реализует добросовестно, без нарушений ранее установленных договоренностей.

Такое право исполнители контрактов используют чаще всего в тех случаях, когда речь идет о контрактах, которые по своему сроку являются достаточно длительными и превышают один финансовый год, так как такая возможность для таких длительных контрактов позволяет высвободить часть средств, внесенных в качестве обеспечения, и направить их на заключение других государственных контрактов нередко с тем же государственным или муниципальным заказчиком, что и ранее заключенный с уменьшенным обеспечением контракт.

Удержание обеспечения

Так как обеспечение исполнения контракта – это гарантия того, что победитель закупочной процедуры сможет выполнить взятые на себя обязательства, в некоторых случаях внесенные денежные средства могут удерживаться заказчиком. На сегодняшний день в рамках действующего законодательства не указываются случаи, когда заказчик вправе удержать внесенное обеспечение.

Однако в настоящее время сложилась правоприменительная практика, в соответствии с которой обеспечение исполнения контракта удерживается полностью или частично в тех случаях, когда победитель процедуры государственной или муниципальной закупки не выполняет в полном объеме возложенные на него обязательства. При этом в заключаемом контракте должны быть указаны все возможные штрафные санкции, которые могут быть применены к недобросовестному поставщику.

Как правило, обращение взыскания на всю сумму внесенного обеспечения исполнения контракта используется только в тех случаях, когда исполнитель государственного контракта не сообщил заказчику о том, что не сможет выполнить своевременно взятые обязательства, и путем заключения специального дополнительного соглашения не были изменены сроки исполнения такого контракта.

В остальных случаях обращение взыскания на внесенное обеспечение должно покрывать лишь часть такой суммы. Сама сумма взыскания рассчитывается на основании специальных формул расчета неустойки.

Процедура предоставления обеспечения

Обеспечение исполнения контракта, независимо от того, в каком виде оно предоставляется, является основанием для заключения контракта с победителем процедуры определения потенциального исполнителя по государственному контракту. На основании частей 3-5 статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе» существуют определенные правила предоставления такого вида гарантий исполнения контракта.

Контракт будет заключен только после того, как потенциальный исполнитель предоставит обеспечение в одной из разрешенных законом форм.

При этом если речь идет о банковской гарантии, она по своему сроку должна превышать срок действия контракта не менее, чем на один месяц с момента полного прекращения действия такого контракта.

Если речь идет о предоставлении денежных средств, то потенциальный исполнитель должен понимать, что внесенные средства в качестве обеспечения будут заблокированы на счету заказчика до момента полного исполнения всех обязательств по контракту.

Внести обеспечение исполнения контракта победитель процедуры должен в срок не более пяти дней с момента получения извещения о признании его победителем (извещение направляется сразу после подписания протоколов подведения полных итогов проведенной процедуры).

Если в указанный срок победитель не предоставил никакого вида обеспечения исполнения контракта, то заказчик признает его уклонившимся от заключения контракта и предоставляет сведения о своем контрагенте в Федеральную антимонопольную службу для внесения такого контрагента в РНП.

Возврат обеспечения по контракту

По правилам действующего в сфере государственных и муниципальных закупок законодательства заказчик обязан в полном объеме вернуть средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта после того, как будут подписаны итоговые документы, подтверждающие факт выполнения всех обязательств, которые были возложены на исполнителя по такому контракту.

Максимальный срок, в течение которого государственный заказчик обязан вернуть полученные средства, не должен превышать пяти дней с момента признания контракта полностью исполненным и перечисления денежных средств в качестве оплаты по такому исполнению.

В том случае, если заказчик не перечисляет средства вовремя, исполнитель вправе подать жалобу на действия заказчика в ФАС, а в случае отказа в рассмотрении – обратиться с иском в суд в соответствии с действующими правилами подачи таких исковых заявлений.

В том случае, если речь идет о возвращении обеспечения для получения уменьшенного объема обеспечения при частичном исполнении контракта, также срок перечисления денежных средств или возврата банковской гарантии составляет не более пяти дней с момента получения соответствующего письма от исполнителя по контракту.

Если речь идет о частичном перечислении денежных средств, то требование о возврате полученного ранее обеспечения должно быть оформлено в виде заказного письма с уведомлением о вручении, исполненного на официальном бланке организации.

В том случае, если заказчик отказывается от выполнения требования о возвращении обеспечения взамен на получение уменьшенного размера, следует получить обоснование причины такого отказа.

Однако действия по удержанию внесенного обеспечения в случае, если исполнитель добросовестно реализует взятые на себя обязательства, являются незаконными и могут быть обжалованы в предусмотренном законом порядке.

Обеспечение исполнения контракта – это специальная гарантия, предусмотренная Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок», которая подразумевает возможности государственного или муниципального заказчика снизить свои финансовые и фактические риски, которые могут быть им понесены в случае, если по каким-то причинам победитель процедуры определения исполнителя по тому или иному контракту нарушит свои обязательства. При этом право на установление требования об обеспечении исполнения контракта дано непосредственно заказчику в рамках определения требований к участникам той или иной закупки.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2021 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2021 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2021 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2021 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/obespecenie-ispolnenia.html

Обеспечение гарантийных обязательств по 44-ФЗ с 1 июля 2021 года

Срок действия обеспечения в форме денежных средств 44фз

Статья подготовлена по материалам вебинаров «Контракты по 44-ФЗ: новые правила и актуальные проблемы», «Значимые изменения 44‑ФЗ, 223‑ФЗ». В статье использованы ответы экспертов Контур.Школы из сервиса «Вопрос эксперту».

Обеспечительные инструменты контрактной системы

Обеспечение заявки, обеспечение исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств — вот 3 обеспечительных инструмента контрактной системы:

  1. Обеспечение заявки применяют «на входе» в процедуру. Цель — подтвердить добросовестность намерения участвовать в закупке и заключить контракт в случае победы. Действует от подачи заявки до заключения контракта.
  2. Обеспечение исполнения контракта (ОИС) — это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком обязательств по контракту. Действует от заключения контракта до полного исполнения обязательств по контракту обеими сторонами, приемки и оплаты.
  3. Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) позволяет заказчику быть уверенным, что поставщик даже после полного завершения контракта и получения оплаты не забудет о заявленных гарантиях на поставленные товары/работы/услуги. Действует до окончания гарантийных сроков и выполнения всех обязательств по гарантии. 

Что изменилось с 1 июля 2021 года?

Светлана Сафина, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ:

«Во-первых, установлены сроки возврата обеспечения по контракту. Если ранее Закон о контрактной системе указывал лишь на необходимость определять в контракте сроки возврата обеспечения в денежной форме, то теперь эти сроки строго установлены в законе.

С 1 июля 2021 года по общему правилу денежные средства необходимо вернуть:

  • в течение 30 дней с даты исполнения поставщиком своих обязательств;
  • в течение 15 дней, если закупка проводилась с ограничением участия СМП/СОНО.

Во-вторых, можно устанавливать обеспечение по гарантийным обязательствам. Это новый обеспечительный инструмент в контрактной системе.

Обеспечение гарантийных обязательств — денежные средства или банковская гарантия, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) предоставляет заказчику до подписания акта приемки по контракту.

Это гарантия качества товара (работы, услуги) на весь гарантийный срок эксплуатации. Выбор способа обеспечения гарантийных обязательств — традиционно за участником закупки».

Далее в статье разберем правила, по которым предоставляется обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств.

Как работает обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ?

  • Обеспечение исполнения обязательно применяется в торговых процедурах: конкурсах и аукционах.
  • Заказчик вправе установить требование к обеспечению исполнения контракта в запросе котировок, в ряде случаев — в запросе предложений, а также в закупке у единственного поставщика (ч. 2 ст. 96 Закона №44-ФЗ). Правила расчета обеспечения установлены в ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Победитель процедуры закупки должен предоставить обеспечение исполнения контракта до его заключения.

Правило: обеспечение может быть предоставлено в форме денежного депозита или банковской гарантии — выбор за поставщиком.

Особые условия для СМП/СОНО

Обеспечение исполнения контракта не нужно, если закупка:

  • проводится среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП/СОНО);
  • победитель может подтвердить свою добросовестность: исполненные без пени и штрафов государственные или муниципальные контракты за последние три года. Информация об исполнении — из Реестра контрактов, сумма контрактов должна покрывать НМЦК закупки (ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Сумма обеспечения в закупках с преимуществами для СМП/СОНО рассчитывается от цены заключаемого контракта, а не от начальной максимальной цены (НМЦК).

Пример расчета обеспечения в закупках с преимуществами для СМП/СОНО

Аукцион для СМП с НМЦК 1 750 000 рублей, установлено обеспечение 10% (175 000 рублей). Участник — субъект малого бизнеса победил в закупке с предложением 1 200 000 рублей. Обеспечение будет рассчитано от цены заключаемого контракта и составит 120 000 рублей.

Как изменить способ обеспечения?

Это еще одно изменение в Законе о контрактной системе. Тема не новая, но теперь все отрегулировано через норму закона (ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Пример, когда можно изменить способ обеспечения

Победитель не успел вовремя оформить банковскую гарантию и, чтобы заключить контракт в срок, внес свои денежные средства. Затем оформил банковскую гарантию и готов предоставить ее заказчику взамен на возврат денежного обеспечения.

Пример, как можно уменьшить сумму обеспечения

Сумму обеспечения можно уменьшить пропорционально исполненным обязательствам, если выполняются условия: ТРУ поставлены, приняты и оплачены, нет неисполненных штрафных санкций, а информация об исполненных обязательствах включена в Реестр контрактов. Если был внесен депозит: пишите заявление, заказчик вернет часть денег. Если БГ — будет пересчитана сумма, подлежащая уплате по гарантии.

Что делать поставщику, если у банка отозвали лицензию?

Если у банка отозвали лицензию, то у поставщика, предоставившего ранее гарантию этого банка в качестве обеспечения, возникает обязанность предоставить заказчику денежное обеспечение либо новую банковскую гарантию уполномоченного банка. Это условие логичное и понятное, поскольку государственный или муниципальный контракт не может оставаться без обеспечения.

Должен ли заказчик требовать новую БГ, если нарушены сроки исполнения контракта?

Вопрос участника из сервиса «Вопрос эксперту»: по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт на ремонт крыши. Срок исполнения контракта 1 ноября.

На 3 декабря подрядчик работу не исполнил, ведется претензионная работа. Срок банковской гарантии истекает 20 декабря.

 Необходимо ли заказчику требовать новую банковскую гарантию? Каковы действия заказчика в этом случае?

Отвечает Любовь Емельянова, эксперт Школы электронных торгов: «Да, нужно потребовать новую банковскую гарантию. Такой вывод следует из ч. 3 ст. 96 Закона 44-ФЗ.

При этом подрядчик вправе предоставить вместо банковской гарантии денежные средства (ч. 7 ст. 96 Закона 44-ФЗ). Дополнительно можно отметить, что стороны вправе разово продлить срок исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст.

95 Закона 44-ФЗ, после того как исполнитель заплатит неустойку».

Может ли третье лицо внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта за участника?

В законодательстве нет норм, обязывающих участника закупки лично вносить денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта. Если заказчик не установил такую обязанность в закупочной документации (извещении, документации о закупке, проекте контракта), третье лицо вправе перечислить денежные средства за участника.

Судебная практика.

Есть пример, когда суд признал неправомерными действия заказчика, отказавшегося принять обеспечение исполнения контракта от третьего лица (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.

2021 № 09АП-52950/2015 по делу № А40-126679/15). Аналогичная позиция встречается в практике антимонопольных органов (Решение Коми УФАС России от 27.03.2014 № 04-02/2548).

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1720

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Срок действия обеспечения в форме денежных средств 44фз

Понятие обеспечения исполнения контракта
Способ обеспечения исполнения контракта
Требования к обеспечению исполнения контракта 44-ФЗ
Когда предоставление обязательно
Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Расчет суммы обеспечения
Возврат обеспечения по контракту

Способ обеспечения исполнения контракта

Участник тендера решает сам, каким из двух способов воспользоваться:

  • Перечислить деньги на счет заказчика, который он указал в документации о закупке.
  • Оформить банковскую гарантию. В этом случае банк-гарант отвечает по обязательствам поставщика перед госзаказчиком.

Список банков, которые могут выдавать гарантии, опубликован на сайте Минфина. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям документации и статьи 45 закона. Заказчик может «забраковать» гарантию даже из-за мелких формальностей.

Например, в такую ситуацию попал победитель закупки ООО «РусьЭкоПром». Он предоставил банковскую гарантию, которую заказчик признал не соответствующей требованиям закона.

Гарант указал, что оплатит сумму по требованию заказчика, если получит его до окончания срока действия гарантии. А в законе сказано, что требование должно быть направлено до окончания срока действия гарантии, а не получено.

 
Из-за одного слова компания попала в реестр недобросовестных поставщиков.

Рекомендуем внимательно изучить закупочную документацию и проверить текст банковской гарантии, которую выдал банк, чтобы избежать таких ситуаций.

Узнать прогноз одобрения заявки на получение гарантии и получить ее без визита в банк можно с помощью сервиса Контур.Спектр.

Требования к обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ

Требования к ОИК установлены в ст. 96 44-ФЗ. В некоторых закупках заказчик обязан требовать обеспечение договора, в других – вправе требовать его по своему усмотрению.

Когда обеспечивать контракт обязательно?

В аукционах и конкурсах заказчик обязан требовать ОИК, а победитель обязан его предоставить до заключения договора. Если закупка проходит в электронной форме, то победитель прикладывает платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.

Если поставщик не предоставит ОИК при подписании, то его признают уклонившимся от заключения договора и внесут в РНП на два года.

Например, победитель в тендере протянул с подачей документов в банк и не успевает вовремя оформить гарантию, свободных денег для перечисления у него нет. Итог: контракт не подписан, победитель попал в РНП.

В каких закупках может не быть обеспечения договора?

Госзаказчик  может устанавливать это требование по своему усмотрению:

  • в запросах котировок;
  • в ряде случаев запросов предложений, например, при поставке спортинвентаря, лекарственных препаратов, закупок изделий народных художественных промыслов, закупок услуг по защите интересов России в судах;
  • в ряде случаев закупок у единственного поставщика, например, в закупках на оказание услуг по водоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, на поставку культурных ценностей, произведений литературы и искусства, печатных или электронных изданий, на оказание преподавательских услуг и других закупках из п.2 ст.96 44-ФЗ.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер ОИК в тендерах устанавливается в процентах от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а в закупках для СМП и СОНКО — от итоговой цены. Рассмотрим зависимость размера ОИК от условий в таблице:

Условие Обеспечение контракта
НМЦК ≤ 50 млн рублей5 – 30 % от НМЦК
НМЦК > 50 млн рублей10 – 30 % от НМЦК
Тендеры среди СМП и СОНКОрассчитывается от цены, по которой заключается контракт
Если предусмотрен авансне менее аванса
Если цена контракта снижена на 25 % и более от начальной в конкурсах и аукционах (антидемпинговые меры)при НМЦК > 15 млн рублейв 1,5 раза выше установленного в документации обеспечения
при НМЦК ≤ 15 млн рублей

Вместо увеличения ОИК в 1,5 раза, можно предоставить справку о добросовестности – информацию о 3 контрактах из реестра контрактов, которые:

  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней; 
  • цена одного из контрактов ≥ 25 % от НМЦК.
Если исполнение контракта состоит из этапов 8ОИК можно уменьшать в ходе исполнения контракта на сумму выполненных обязательств

Есть случаи, когда обеспечение можно не платить:

  • если победитель — казенное учреждение;
  • если предмет закупки — предоставление кредита;
  • если предмет закупки — выдача банковской гарантии;
  • если закупка для СМП и СОНКО, то вместо ОИК победитель может предоставить справку о добросовестности.

Такую справку сможет предоставить только опытный участник госзакупок — справка содержит информацию о 3 контрактах, включенных в реестр контрактов, которые:

  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней;
  • сумма цен контрактов ≥ НМЦК.

Обратите внимание, справки о добросовестности при антидемпинге и для СМП и СОНКО различаются. Отличие в цене контрактов: при антидемпинге цена одного из трех контрактов должна быть не меньше 25 % от НМЦК, а для СМП и СОНКО сумма цен всех трех контрактов — равна или больше НМЦК.

Расчет суммы обеспечения

Правильно рассчитать ОИК помогут ответы на два вопроса:

  1. Есть ли в закупке ограничение для СМП и СОНКО?
  2. На сколько процентов было снижение цены?

Разберем расчет суммы обеспечения на примерах.

  1. Аукцион на поставку автозапчастей

Условия:  НМЦК 499 998,50 рублей. Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %.  Ограничения для СМП и СОНКО нет.

Победитель – СМП, снизился до 399 998,80 рублей (на 20 % от НМКЦ).

Источник: https://is-zakupki.ru/material/detail/46cd62d3-3ec0-4c50-b5e6-27da2dd87709

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: