Срок возвращения банковской гарантии по исполненному контракту

Содержание
  1. Возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ: когда, кем и как оформляется
  2. Необходимость в возврате денежного обеспечения контракта по 44-ФЗ
  3. Ответственный за возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ
  4. Сроки возврата обеспечения контракта по 44-ФЗ
  5. Порядок возврата обеспечения контракта
  6. Оформление заявления на возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ
  7. Распространенные ошибки при составлении заявления на возврат обеспечения
  8. Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ: порядок составления и образец заявления
  9. В каких случаях необходимо вернуть обеспечение госконтракта
  10. Сроки возврата
  11. Порядок возврата обеспечения: инструкция для поставщика
  12. Как составить заявление
  13. заявления
  14. Планирование закупок
  15. Обоснование закупок
  16. Контракт
  17. Возврат банковской гарантии при исполнении контракта по 44 фз РФ
  18. Виды банковских гарантий по госконтрактам
  19. Условия возврата «БГ» и залога
  20. Условия возврата «БГ» исполнения контракта
  21. Условия отзыва гарантии банком
  22. Причины прекращения действия банковской гарантии
  23. Возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ: порядок процедуры, сроки, алгоритм действий
  24. Стороны процедуры возврата обеспечения госконтракта
  25. Сведения о сроках
  26. Правила возврата
  27. Алгоритм действий
  28. Что делать, если заказчик не возвращает обеспечение контракта в срок

Возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ: когда, кем и как оформляется

Срок возвращения банковской гарантии по исполненному контракту

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • О необходимости в возврате денежного обеспечения контракта по 44-ФЗ
  • О том, кто является ответственным за возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ
  • Сроки возврата обеспечения контракта по 44-ФЗ
  • Порядок возврата обеспечения контракта
  • Как оформить заявление на возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ
  • Распространенные ошибки при составлении заявления на возврат обеспечения

Возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ – стандартная процедура, знаменующая завершение работ, услуг, поставки товаров по ранее заключенному в ходе электронных торгов договору. Обязанность по оформлению возврата средств ложится на заказчика, в то время как от поставщика требуется подать заявление на получение этих денег.

Законом предусмотрен как полное возвращение суммы обеспечения, так и частичная выдача средств. Нюансы и порядок процедуры, рекомендации по составлению заявления и типичные ошибки, допускаемые поставщиками, описаны в нашем материале.

Необходимость в возврате денежного обеспечения контракта по 44-ФЗ

До того как подписать госконтракт, подрядчик вносит на счет госзаказчика денежную сумму, зависящую от стоимости услуг по договору. Эта сумма выступает гарантом выполнения исполнителем обязательств, вытекающих из заключенного соглашения.

Гарантировать исполнение госконтракта можно двумя способами:

  • внесением денежного обеспечения;
  • предоставлением банковской гарантии.

Срок, на который банком предоставляется обеспечение, на месяц превышает время, в течение которого исполнителю необходимо выполнить действия по заключенному соглашению. Истечение этого периода является основанием для ее возврата.

Для возвращения денег подрядчику следует обратиться к заказчику с письменным заявлением.

Важно понимать разницу между обеспечением контракта по 44-ФЗ и обеспечением заявки на участие в торгах:

  • в первом случае деньги должны быть возвращены по заявлению после завершения исполнения госконтракта полностью или отчасти, а также в иных установленных законом случаях;
  • во втором – для возврата достаточно завершения процедуры торгов.

Возврат обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ предполагает перечисление денег исполнителю:

Сумма гарантии возвращается подрядчику при наступлении определенных обстоятельств:

  • контрактные обязательства выполнены в полном объеме;
  • завершен отдельный этап договора (деньги возвращаются соразмерно);
  • изменена форма обеспечения на предоставление банковской гарантии;
  • сорвано подписание договора по независящим от исполнителя причинам.

Ответственный за возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ

Организация возврата обеспечения контракта по 44-ФЗ возлагается на контрактную службу, сообщающую в бухгалтерию об исполнении договора (подпункт 9 пункта 14 Приказа Минэкономразвития № 631 от 29.10.2013 г., которым утверждено типовое положение о контрактной службе).

Кроме того, организация возвращения суммы обеспечения может возлагаться на контрактного управляющего, чья обязанность по передаче сведений в бухгалтерию устанавливается должностной инструкцией. Перечисление осуществляется на указанный исполнителем банковский счет.

Существует два варианта возврата обеспечения контракта по 44-ФЗ:

Когда получите полностьюКогда получите частями
Полностью деньги возвращаются:
  • при полном исполнении соглашения;
  • при замене денежной гарантии на обеспечение банка (часть 7 статьи 96 закона 44-ФЗ)
Частичное возвращение вероятно при снижении размера обеспечения согласно частям 7–7.2 статьи 96 закона 44-ФЗ.Вероятность возвращения денежных средств закреплена в договоре, подписанном в результате закупки, информация о которой внесена в ЕИС позднее 1 июля 2021 года.Иные причины возврата могут быть установлены соглашением сторон (ч. 4 ст. 2 закона 502-ФЗ от 27.12.2021 г.).В случае снижения размера гарантии возврат осуществляется на основании письменного заявления (ч. 7.2 ст. 96 закона о госзакупках). Сокращение суммы происходит соразмерно цене выполненных, принятых и оплаченных в рамках госконтракта работ.Для возврата обеспечения госконтракта по 44-ФЗ в данном случае требуется соблюдение следующих условий (ч. 7.3 ст. 96):
  • отсутствие непогашенной неустойки (в случае ее начисления);
  • выполнение работ в объеме аванса (при его наличии).

Частью 7.1 ст. 96 закона 44-ФЗ предусмотрено обязательное уменьшение размера обеспечения поэтапно исполняемых госконтрактов

Сроки возврата обеспечения контракта по 44-ФЗ

Законом не предусмотрен конкретный период, в течение которого должен быть исполнен возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ. Он устанавливается госзаказчиком и фиксируется и в тексте госконтракта, и в документации, направляемой на конкурс или аукцион (п. 27 ст. 34 закона о госзакупках).

Заказчик может указать в договоре необходимость возвращения денежных средств не позднее, чем через 30 дней после того, как обязательства полностью или частично исполнены и получено письменное заявление от подрядчика.

Обычно возврат денежных средств производится после того, как подрядчик/исполнитель в полном объеме исполнили свои обязательства по госконтракту.

С момента их подписания ведется отсчет времени на перечисление заказчиком денежной гарантии. С поставщика (подрядчика) не снимаются гарантийные обязательства, но требование об обеспечении на них не распространяется. Заказчик не имеет права на удержание суммы обеспечения в гарантийный период.

Кроме того, законодательство позволяет поставщику получить соразмерную часть внесенных денег в зависимости от объема выполненных по контракту работ (п. 7 ст. 96 закона 44-ФЗ). Возвратить денежные средства возможно на основании письменного обращения до исполнения обязательств в полном объеме, до подписания итоговых документов.

Также возврат возможен, когда соглашение не подписано в течение 30 дней по обстоятельствам, не зависящим от исполнителя. Перечисление суммы в этом случае осуществляется заказчиком не позднее, чем через пять рабочих дней после даты истечения сроков подписания контракта.

Порядок возврата обеспечения контракта

Закон о госзакупках не регламентирует порядок возврата обеспечения, он устанавливается соглашением сторон и прописывается прямо в госконтракте.

Чтобы вернуть вложенные денежные средства, необходимо выполнение следующих действий:

  • Исполнитель контракта направляет заявление на возврат с реквизитами для перечисления денежных средств. Одновременно с заявлением заказчику могут быть отправлены банковская выписка с реквизитами, копии документов, подтверждающих исполнение обязательств, дополнительные документы при необходимости (доверенности, чеки и платежные поручения, подтверждающие факт обеспечения (в копиях), акты сверки и т. п.). Заявление и пакет документов могут передаваться лично или направляться посредством почтовой связи (заказным письмом с уведомлением о получении и описью направляемых документов).
  • При принятии по результатам рассмотрения заявления решения об отказе в возврате обеспечения контракта по 44-ФЗ заказчику следует направить исполнителю письменный ответ, в котором изложить мотивы принятого решения.
  • После принятия положительного решения денежные средства должны быть перечислены на счет исполнителя.

Госконтракт непременно содержит положения о штрафных санкциях, связанных с нарушением его положений. При нарушении заказчиком сроков возврата обеспечения, исполнитель получает право требования уплаты пени, помимо внесенной им суммы.

Если заказчик отказывается возвращать денежные средства, то исполнитель может обратиться в суд с требованием о взыскании как самого обеспечения, так и штрафных санкций.

Оформление заявления на возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ

Если вы хотите вовремя получить свои деньги, надо верно составить соответствующее заявление.

Его форма и содержание на законодательном уровне не регламентированы, следовательно, каждая компания самостоятельно решает, оформить заявление на бланке компании или на обычном листе, указав необходимые реквизиты.

Вариант возврата поставщик выбирает самостоятельно:

  • безналичный перевод на указанные реквизиты;
  • получение наличных денег (в этом случае сроки могут увеличиться).

При личной передаче заявления его следует составить в двух экземплярах, один из которых (с отметкой о получении) остается у исполнителя.

Несмотря на то, что в законе не определено, что должно быть прописано в документе, в нем должны быть указаны:

  1. Наименование, адрес, реквизиты сторон госконтракта.
  2. Исходящий номер и дата документа.
  3. Название – «Заявление о возврате обеспечения».
  4. Основной текст, содержащий претензию о возврате ранее внесенного обеспечения по госконтракту со ссылкой на соответствующий пункт заключенного соглашения.
  5. Сумма (цифрами и прописью), которую надо вернуть.
  6. Банковские реквизиты для перечисления денежных средств.
  7. Дату составления.
  8. Ф. И. О., подпись, расшифровку подписи подписавшего лица.

Если у исполнителя имеется печать, то заявление заверяется ею. В 2021 году было отменено обязательное наличие печатей у юридических лиц, соответственно, ее отсутствие не является основанием для отказа в приеме или удовлетворении заявления.

Распространенные ошибки при составлении заявления на возврат обеспечения

Наиболее популярными ошибками исполнителей при подготовке заявления на возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ являются:

  1. Предоставление некорректной/недостоверной информации (в связи с допущенными опечатками отрицательное решение, скорее всего, принято не будет, однако при наличии грубых ошибок заявление будет отклонено).
  2. Отсутствие реквизитов, на которые необходимо перечислить денежные средства.
  3. Направление заявления ранее срока, установленного соглашением.
  4. Подписание документа неуполномоченным лицом.

Перечисленные ошибки являются основаниями для отказа в удовлетворении заявления.

Период, в течение которого хранится заявление, – 5 лет. В случае ликвидации фирмы оно наравне с другими бумагами передается в государственный архив.

Закон предусмотрел обязанность обеспечения исполнения контракта внесением денежных средств или предоставлением банковской гарантии, а также обязанность последующего возврата внесенного обеспечения.

Процесс возвращения денег не регламентирован законом 44-ФЗ, он прописывается в заключаемом между сторонами контракте. Пункт о возврате обеспечения является непременным условием договорных обязательств.

Денежные средства перечисляются исполнителю на основании поданного им письменного заявления.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/vozvrat-obespecheniya-kontrakta-po-44-fz/

Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ: порядок составления и образец заявления

Срок возвращения банковской гарантии по исполненному контракту

Для исполнителя или поставщика важно знать, когда ему вернут обеспечение по государственному контракту, которое было внесено перед подписанием договора. В некоторых случаях участнику закупки предстоит направить заказчику заявление на возврат обеспечения.

В каких случаях необходимо вернуть обеспечение госконтракта

Для того чтобы предоставить заказчику гарантии добросовестного исполнения своих обязательств по госконтракту, поставщик вносит определенное денежное обеспечение до подписания соглашения. Его размер определяется в зависимости от цены контракта.

Сумма, которая выступает в качестве обеспечения по контракту, может быть внесена в виде:

  1. Денежной суммы.
  2. Банковской гарантии.

Что касается банковской гарантии, то процедура ее возврата предельно простая: ее сроки действия устанавливаются на месяц больше, чем период реализации госконтракта, и она не подлежит возврату подрядчику.

Если же обеспечение было внесено в виде определенной денежной суммы, то ситуация гораздо сложнее. В этом случае возврат денег имеет заявительный характер.

Обеспечение по госконтракту следует отличать от обеспечения заявки на участие в торгах по 44-ФЗ. Последнее возвращается после завершению закупочной процедуры в установленные сроки без подачи дополнительных заявлений.

Необходимость вернуть внесенные денежные средства для гарантии исполнения обязательств по госконтракту возникает у поставщика в следующих случаях:

  1. После полного исполнения обязательств по контракту.
  2. В ходе его исполнения, после завершения определенного этапа выполненных работ пропорционально объему исполненных обязательств.
  3. Если поставщик хотел бы изменить денежное обеспечение на банковскую гарантию.
  4. Если госконтракт так и не был подписан по обстоятельствам, которые не зависели от поставщика.

Сроки возврата

Согласно п. 27 ст.

34 44-ФЗ, сроки возврата обеспечения по контракту определяются заказчиком по своему усмотрению и должны быть прописаны в тексте договора (эта информация также является неотъемлемой частью закупочной документации по аукциону или конкурсу, а также содержится в проекте контракта). То есть конкретные временные рамки по возврату денежных средств исполнителю в законе о контрактной системе отсутствуют.

Например, условиями контракта может быть предусмотрен возврат в течение 30 дней после исполнения поставщиком всех обязательств и получения заказчиком официального письменного требования от поставщика.

Стандартной является практика, когда обеспечение возвращается после того, как подрядчик или исполнитель выполнили свои обязательства по государственному контракту.

Контракт считается исполненным, когда сторонами были подписаны финальные документы (именно с даты их подписания начинают отсчитываться сроки для возврата денег):

  1. Акт выполненных работ.
  2. Акт оказанных услуг.
  3. Товарная накладная.

В течение определенного временного периода после подписания данных документов заказчику нужно вернуть обеспечение по госконтракту. За поставщиком или подрядчиком сохраняются гарантийные обязательства, но они не подлежат денежному обеспечению. Заказчик не вправе удерживать у себя средства в течение установленного гарантийного периода.

Также в п. 7 ст. 96 ФЗ-44 прописано право исполнителя на уменьшение обеспечения по госконтракту еще в период его исполнения пропорционально объему выполненных обязательств на момент обращения за возвратом. Это значит, что определенную часть денежного обеспечения подрядчик может вернуть еще до подписания итоговых документов.

На практике возникают такие ситуации, когда исполнителем были перечислены средства в адрес заказчика в качестве обеспечения, но сам госконтракт по причинам, которые не зависели от него, так и не был подписан в течение 30 дней.

В этом случае заказчик обязан вернуть исполнителю внесенное обеспечение в течение 5 рабочих дней после истечения сроков для подписания договора.

Порядок возврата обеспечения: инструкция для поставщика

Порядок возврата обеспечения по госконтракту должен быть прописан в самом указанном документе. 44-ФЗ данный аспект никак детально не регламентирует, все вопросы решаются в согласительном порядке между сторонами.

Стандартный алгоритм действий для возврата обеспечения выглядит следующим образом:

  1. Поставщик или исполнитель направляет в адрес заказчика письмо с уточненными реквизитами для возврата. К нему можно приложить выписку из банковского счета с реквизитами, копии итоговых документов и дополнительные документы (доверенность на подпись заявления, копии чеков или платежных поручений, подтверждающих внесение обеспечения по контракту, акт сверки взаимных расчетов и пр.). Заявление может быть передано лично либо направлено заказным письмом с описью вложения.
  2. Заказчик рассматривает обращение от поставщика. В случае отказа от удовлетворения требований исполнителя по госконтракту заказчик обязан мотивировать его и предоставить ему письменное решение об отказе.
  3. Заказчик возвращает денежные средства на счет исполнителя.

В любом госконтракте должны быть прописаны штрафные санкции, которые должны быть применены к сторонам при нарушении договорных условий. Если заказчик не вернет положенное поставщику обеспечение, то он вправе рассчитывать не только на возврат ему суммы обеспечения, но и на получение пени.

При отказе заказчика вернуть деньги добровольно подрядчик может обратиться в суд и взыскать с него всю задолженность вместе со штрафными санкциями.

Как составить заявление

Правильно составленное заявление на возврат внесенного обеспечения по госконтракту – залог его успешного и своевременного получения.

44-ФЗ не устанавливает каких-либо требований заявления и порядку его оформления. Его можно составить в свободной форме на фирменном бланке организации либо с обязательным указанием всех необходимых реквизитов. Оно оформляется на стандартном листе формы А4.

Поставщик может сам выбрать предпочтительный способ для возврата денежных средств. Это может быть получение денег на расчетный счет или в наличной форме (второй вариант может привести к затягиванию процедуры возврата обеспечения, поэтому нежелателен).

Заявление на возврат денежных средств составляется в двух экземплярах (если оно передается лично исполнителем без использования почтовых или курьерских услуг). Один из них передается заказчику, а второй с пометкой о его принятии и датой поступления остается у исполнителя для подтверждения факта передачи документа.

заявления

Хотя законодательно не установлено никаких требований к заявлению о возврате обеспечения, но оно должно содержать ряд обязательных сведений. В их числе следующие:

  1. Наименование и адрес государственного или муниципального заказчика.
  2. Наименование, адрес и реквизиты поставщика/исполнителя/подрядчика (ИНН, КПП).
  3. Исходящий номер заявления по системе нумерации документации поставщика и дату составления.
  4. Наименование документа (посередине листа): заявление о возврате обеспечения.
  5. Основная часть, в которой содержится просьба вернуть внесенное ранее обеспечение по госконтракту со ссылкой на пункт контракта, который регламентирует возврат обеспечения.
  6. Сумма обеспечения, которую нужно вернуть, в числовом и буквенном форматах.
  7. Реквизиты счета для перечисления суммы обеспечения.
  8. Дата подготовки документа.
  9. ФИО лица, которое наделено правом подписи подобного рода документов, с его расшифровкой.

При наличии печати заявление следует заверить с ее помощью. Но с 2021 года требование об обязательном наличии печатей у юрлиц было исключено, поэтому заявление, не заверенное печатью, должны принять.

В числе основных ошибок, которые совершают поставщики при подготовке заявления, такие:

  • некорректные или недостоверные сведения (если небольшие недочеты или опечатки не могут стать причиной отклонения заявления, то грубые ошибки недопустимы);
  • отсутствие реквизитов для возврата обеспечения;
  • несоблюдение сроков для возврата (если поставщик отправил заявление раньше установленных контрактом сроков);
  • документ был подписан лицом, которое не было на это уполномочено.

В перечисленных выше случаях заказчик может отказать в удовлетворении заявления и возврате денег исполнителю.

После того как заявление было обработано, а денежное обеспечение вернули исполнителю, оно передается для хранения в архив организации и должно храниться там в течение 5 лет. При ликвидации компании заявление передается в государственный архив вместе со всеми документами.

Таким образом, законодательство о контрактной системе предусматривает внесение подрядчиком обеспечения и его возврат после исполнения обязательств по госконтракту. 44-ФЗ детально не регламентирует процедуру возврата обеспечения заказчиком в пользу исполнителя.

Оно может быть возвращено поставщику по правилам соглашения, подписанного сторонами. Пункт о порядке возврата обеспечения подлежит включению в него в обязательном порядке.

Стандартно денежные средства возвращаются поставщику на основании его письменного заявления, поданного в адрес заказчика.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2021 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2021 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2021 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2021 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/vozvrat-obespecenia.html

Возврат банковской гарантии при исполнении контракта по 44 фз РФ

Срок возвращения банковской гарантии по исполненному контракту

Банковская гарантия – это финансовый инструмент, призванный обеспечить выполнение взятых одной стороной обязательств перед другой, своеобразная «страховка» покупателя от недобросовестного продавца.

Физически представляет собой документ на бумажном носителе или в электронном виде, содержащий информацию о сторонах-участниках договорных отношений, обязательства контракта к выполнению, условия предоставления, подписи уполномоченных лиц.

Процедура выдачи и использования банковской гарантии подразумевает участие трех сторон:

  • Принципал – продавец, поставщик товара или услуг, он же подрядчик или исполнитель — физическое или юридическое лицо, лицензированное на осуществление определенного рода деятельности.
  • Гарант – банк из утвержденного Минфином перечня, имеющий аккредитацию на выдачу банковских гарантий.
  • Бенефициар – заказчик, покупатель, получатель товара или услуг, он же выгодоприобретатель.

Цель банковской гарантии — простимулировать поставщика максимально качественно исполнить соглашение с соблюдением оговоренных сроков, оставляя ему возможность оперировать оборотными средствами.

При нарушении контрактных договоренностей он будет наказан буквально рублем, а покупатель сможет компенсировать свои потери и риски, покрыв их за счет гаранта. Выгода банка состоит в получении комиссионного вознаграждения за издание документа, его продление или внесение изменений.

В случае возникновения кредитной задолженности, банк получает проценты за весь период погашения долга принципалом.

Еще один немаловажный момент заключается в исключении коррупционной составляющей при проведении аукционов, торгов и тендеров. Наличие данного вида обеспечения является обязательным при государственных закупках, согласно Федерального закона № 44-ФЗ.

Виды банковских гарантий по госконтрактам

Среди разнообразия «БГ» в процедуре государственных и муниципальных закупок чаще всего применяется тендерная гарантия, гарантия исполнения контракта, гарантия возврата платежа.

Для участия в тендере по госзакупкам продавец подает заявку и делает денежный взнос в качестве подтверждения серьезности своих намерений на счет, указанный заказчиком.

Сумма этого финансового обеспечения обычно составляет от 0,5% до 5% от цены контракта. Бывает так, что заявитель не располагает такими свободными средствами.

Чтобы не выводить средства из оборота и, в то же время, не упустить выгодную сделку, поставщик может предоставить банковскую гарантию залога.

После объявления результатов тендера всем проигравшим возвращают их деньги. Победитель получит залог обратно только после подписания договора. Если вдруг поставщик откажется подписывать контракт, вся закладная сумма уйдет в пользу покупателя.

Если организация выиграла конкурс, имеет полный пакет оформленных должным образом документов, уверенность в своем товаре и намерение подписать соглашение, она обязана в обеспечение выполнения своих обязательств предоставить заказчику банковскую гарантию исполнения контракта. Без нее стороны не смогут заключить договор. Размер обеспечения может достигать 30 % от объявленной цены контракта.

Какие основания есть для возврата?

Условия возврата «БГ» и залога

Банковская гарантия, предоставленная в качестве обеспечения залога, возвращается в следующих случаях:

  • Участник тендера допустил ошибки или нарушение процедур подачи заявления до начала аукциона.
  • Поставщик отозвал заявление на участие до окончания назначенного срока.
  • Заказчик отменил определение поставщика в допустимые сроки до назначенной даты, т.е. передумал выбирать потенциального исполнителя по каким-то причинам.
  • Тендер закончен, протоколы оформлены, выбран поставщик. Все, кроме выигравшего получают свои залоги обратно в срок от 3-х до 5-ти дней.
  • Конкурс признан не действительным из-за судебных проволочек или форс-мажорных обстоятельств, которые более 30-ти дней мешали подписанию контракта.
  • Договор был подписан, но теперь расторгается по обоюдному согласию сторон или по инициативе заказчика без каких-либо претензий с его стороны, несмотря на то, что изначальные условия могут быть не выполнены.
  • Сторонами принято соглашение о замене «БГ» на финансовое обеспечение. (На практике чаще происходит наоборот: денежные средства меняют на гарантийный договор).
  • Условия контракта полностью исполнены принципалом, и у бенефициара отсутствуют какие-либо претензии.

Советуем также:  Принципал и бенефициар в банковской гарантии

Возврат финансового обеспечения по 44 ФЗ (п.13 ст.44) не производится, если:

  • Участник, победивший в тендере, уклоняется от заключения сделки.
  • Участником грубо нарушены положения закона о тендерах, аукционах и торгах.
  • Сорваны сроки отзыва или перемены заявки.

Такие участники зарабатывают себе плохую репутацию и рискуют оказаться в списке недобросовестных исполнителей, лишив себя в ближайшем будущем возможности заключать выгодные контракты.

Говоря о возвращении залога, обычно имеют в виду финансы. Сам документ банковской гарантии не отдают, он просто теряет силу после выполнения условий контракта.

Условия возврата «БГ» исполнения контракта

Весь период времени, в течение которого подрядчик должен выполнить взятые обязательства, гарантийное соглашение находится у бенефициара. Однако, при определенных обстоятельствах банковская гарантия исполнения контракта может вернуться в банк. Положения о возврате, отзыве и прекращении действия «БГ»  прописаны в Законе о контрактной системе № 44-фз.

Закон не предусматривает полный возврат гарантии, поскольку она должна быть безотзывной. Ни принципал, ни гарант не могут вернуть или отозвать соглашение. В этом состоит основное противоречие с ГК РФ (п,23 ст.378), который устанавливает причины возврата банковской гарантии:

  1. Заказчик получил полностью гарантийную сумму, о которой шла речь в соглашении. Например, в качестве компенсации убытков из-за недобросовестности исполнителя.
  1. Закончился срок действия гарантии, который обычно совпадает со сроком заключенного контракта. Если срок последнего продляется, заказчику стоит проследить и за изменением периода действия соглашения. По просроченной гарантии бенефициар теряет возможность получения компенсации даже в судебном порядке.
  1. Бенефициар письменно уведомляет гаранта о том, что отказывается от прав по соглашению и освобождает банк от обязательств по гарантии.
  1. Бенефициар по собственной инициативе отрекается от своих прав по гарантийному соглашению с последующим возвратом документа в финансовое учреждение.

Очевидно, что только бенифициар имеет привилегию и возможность вернуть гарантию, отказавшись от возможности получения компенсации. В первых трех случаях бумажный носитель возвращать гаранту не обязательно.

Кроме этих четырех, существуют и общие причины возврата контрактной гарантии по 44 фз, о некоторых из них упоминалось в списке по условиям возврата залога:

  • Исполнение контракта полностью и в срок. Поставщик исполнил все оговоренные сделки. Заказчик доволен. Подписаны все документы, акты выполненных работ и платежные поручения. Гарантию бенефициар может вернуть в банк.
  • Расторжение контракта по инициативе заказчика либо по согласию обеих сторон. Если претензии к исполнителю отсутствуют, гарантия просто аннулируется. При наличии неудовлетворительных моментов выгодоприобретатель получает компенсацию потерь за счет гарантийных средств. А принципал рассчитывается с гарантом. Если в ходе сделки поставщик получал авансовый платеж под банковское ручательство, алгоритм возврата аналогичен.

Период возвращения банковской гарантии регулируется положениями заключенного договора и может длиться до 45 дней. На практике этот период сокращается до 5 дней.

Условия отзыва гарантии банком

Банк не должен вторгаться в отношения между поставщиком и покупателем. Он просто обязуется заплатить, если настанет соответствующее событие. Суть данного финансового инструмента — дать взаимодействующим сторонам ощущение постоянства и надежности. Возможность отозвать банковскую гарантию практически равна нулю, если только в гарантийном соглашении не оговорены условия ее отзыва.

Советуем также:  Проверка банковской гарантии

Чаще говорят о факторах, которые исключают отзыв банковской гарантии:

  • Обязательства принципала исполнены полностью или частично;
  • В изначальную редакцию соглашения стороны решили внести изменения;
  • Сделка признается недействительной;
  • Выяснилось, что должник использовал полученные средства не по назначению.

Максимум, что можно сделать — уменьшить сумму обеспечения при достижении компромисса между сторонами. Но обычно это противоречит интересам заказчика.

Причины прекращения действия банковской гарантии

По степени важности, на первом месте стоит договор между исполнителем и бенефициаром. Сделка между гарантом и принципалом имеет более низкий приоритет, но пренебречь условиями этого документа вряд ли удастся. Буква закона определяет следующие обстоятельства, при которых возможно аннулирование банковской гарантии:

  • Все три стороны договариваются о передаче заинтересованной стороне отступного в виде денег или имущества.
  • Гарант и бенефициар – одно и то же лицо. Явление чрезвычайно редкое, но иногда банки тоже выступают заказчиками на конкурсных закупках.
  • В гарантийное соглашение вводятся новые условия, которые отсутствовали в подписанном ранее документе.
  • Возникли обстоятельства, делающие нереальным выполнение обязательств по гарантии.
  • Имеет место ликвидация гаранта (банка) или выгодоприобретателя как юридического лица.

Гарант должен уведомить принципала о факте разрыва гарантийного соглашения: в нем может быть прописан пункт о частичном возврате комиссии, уплаченной банку за оформление договора. Сумма рассчитывается из количества дней валидности гарантии и дней, оставшихся до конца срока ее действия. Существует также возможность возмещения НДС исполнителю при соблюдении определенных условий.

Оформляя банковскую гарантию впервые, поставщик должен учесть момент, что время выдачи документа может превысить сроки подачи заявки на тендер. Некоторые компании-посредники предлагают свои услуги для ускорения процесса идентификации клиента и получения гарантийного соглашения за небольшое вознаграждение.

Источник: http://guarantee-bank.ru/entsiklopediya/vozvrat-bankovskoy-garantii.html

Возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ: порядок процедуры, сроки, алгоритм действий

Срок возвращения банковской гарантии по исполненному контракту

Возврат обеспечения по результатам исполнения контракта по 44-ФЗ – это регламентированная законодательно процедура перечисления денег в адрес поставщика, которым были исполнены все обязательства по контракту. Обеспечение может возвращаться поставщику в полном объеме или частично.

Стороны процедуры возврата обеспечения госконтракта

Заказчик по 44-ФЗ должен установить в закупочной документации и проекте контракта требование о внесении обеспечения исполнения контракта (за некоторым исключением, которые прописаны в ч. 2 ст. 96 44-ФЗ). Требование об обеспечении исполнения контракта может устанавливаться на усмотрение заказчика при закупках с НМЦК не более 500 тыс. р. или по некоторым закупкам по ст. 93 44-ФЗ.

За возврат денег несет ответственность контрактная служба заказчика или определенный управляющий. После того как поставщик исполнил свои обязательства по контракту, ответственное лицо передает эти сведения в бухгалтерию. Обязанность передать такую информацию закреплена за участником в пп. 9 п. 14 Приказа МЭР №631 от 2013 года, который утвердил типовое положение о контрактной службе.

Если за закупки по 44-ФЗ в организации отвечает конкурсный управляющий, то обязанность оповестить бухгалтерию о завершении исполнения контракта прописывается в должностной инструкции или ином локальном документе. Бухгалтер на основании поступивших данных перечисляет средства на счет поставщика. Реквизиты такого счета содержатся в государственном контракте или в заявлении от поставщика, содержащем измененные реквизиты.

Обеспечение исполнения контракта возвращается заказчиком поставщику после подписания акта выполненных работ или товарной накладной.

Дата подписания этих документов считается датой исполнения контракта, и с нее начинают отсчитываться сроки для возврата обеспечения. При этом для возврата обеспечения нужно, чтобы контракт был исполнен без претензий.

Также допускаются следующие частные случаи, которые требуют возврата обеспечения:

  1. Контракт был расторгнут по соглашению сторон, но это не было связано с ненадлежащим исполнением обязательств одной из сторон.
  2. Контракт исполнен с нарушениями, но сумма неустойки оплачивается поставщиком самостоятельно.
  3. Контракт расторгнут в одностороннем порядке из-за ненадлежащего исполнения поставщиком его обязательств, но у заказчика нет финансовых претензий – он просто передает сведения об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.

Обеспечение исполнения контракта возвращается поставщику не только по результатам полного исполнения обязательств по контракту, но и при замене способа обеспечения на банковскую гарантию по ч. 7 ст. 96 44-ФЗ.

Сведения о сроках

С июля 2021 года в законодательство о контрактной системе были внесены существенные изменения. В настоящий момент сроки возврата обеспечения исполнения контракта составляют не более 30 дней от даты исполнения поставщиком своих обязательств.

При проведении закупки среди представителей субъектов малого предпринимательства по ст. 30 44-ФЗ на возврат обеспечения заказчику отводятся более сжатые сроки: они составляют не более 15 дней. Это указано в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ.

Конкретные сроки указываются по усмотрению заказчика.

Сведения о сроках возврата обеспечения исполнения контракта являются существенным условием подписываемого государственного контракта. Они в обязательном порядке указываются в проекте договора.

При расторжении государственного контракта по соглашению сторон и если сроки возврата обеспечения в таком частном случае не были указаны, то обеспечение возвращается в сроки, которые были предусмотрены для возврата при полном исполнении обязательств (отсчет ведется от даты расторжения договора).

Если по государственному контракту сроки не прописаны, то деньги в виде обеспечения можно получить в течение 7 дней от даты отправки требования о возврате денег. Если поставщик не обратился к заказчику с требованиями, то деньги возвращают в разумные сроки (согласно п. 2 ст. 314 Гражданского кодекса).

Правила возврата

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения, могут вернуть поставщику полностью или частично.

Частичный возврат обеспечения исполнения государственного контракта возможен, если сумма обеспечения была уменьшена на основании ч. 7-7.2 ст. 96 44-ФЗ.

Возможность такого частичного возврата должна быть предусмотрена в государственном контракте, подписанном по итогам закупки, извещение о которой было опубликовано в ЕИС после июля 2021 года.

В ст. 96 44-ФЗ предусмотрена возможность возврата части обеспечения, размер которого пересматривается пропорционально стоимости выполненных обязательств, принятых и оплаченных по договорным условиям.  По п. 7.1 ст. 96 44-ФЗ размер обеспечения обязательно уменьшается в контрактах, которые исполняются по отдельным этапам.

Уменьшение суммы обеспечения может быть одобрено при отсутствии непогашенной неустойки (если такая была начислена), и если были исполнены обязательства в объеме аванса и больше (на основании ч. 7.3 ст. 96 44-ФЗ).

Алгоритм действий

Алгоритм действий поставщика для возврата суммы обеспечения прописывается в государственном контракте.

Обычно для осуществления возврата от поставщика требуется отправка в адрес заказчика заявления на возврат, которое содержит уточненные реквизиты для перевода, ведь с момента подписания до исполнения контракта обычно проходит немало времени, поэтому реквизиты счета поставщика могут измениться.

Такое заявление также нужно отправить в адрес заказчика при желании поставщика пересмотреть размер обеспечения контракта по результатам успешного исполнения части госконтракта.

Типовая форма заявления на возврат обеспечения не предусмотрена. Ее можно разработать самостоятельно и отправить в адрес заказчика на фирменном бланке организации.

В заявление на возврат следует включить следующие сведения:

  1. Наименование и адрес заказчика, в адрес которого направляется заявление.
  2. Дата подготовки заявления.
  3. Просьба перечислить обеспечение исполнения контракта.
  4. Реквизиты госконтракта: его номер, дата подписания и предмет закупки.
  5. Сумма обеспечения в числовом и буквенном форматах, которая подлежит возврату.
  6. Реквизиты платежного поручения на перевод.
  7. Подпись ответственного лица.

Что делать, если заказчик не возвращает обеспечение контракта в срок

В некоторых случаях заказчик может не возвращать обеспечение исполнения контракта на законных основаниях. Так, заказчик не возвращает обеспечение, которое было внесено в форме банковской гарантии.

Средства могут удержать, если поставщик нарушил условия исполнения контракта.

Сумма удержаний зависит от условий договора: например, в нем может быть указано, что из обеспечения удерживаются убытки и прочие выплаты либо начисленная неустойка в виде пени и штрафа.

В 44-ФЗ не установлен порядок удержания финансовой ответственности из обеспечения. При расторжении контракта в одностороннем порядке заказчик по ст. 95 44-ФЗ вправе возместить только фактически понесенный ущерб.

Но Гражданский кодекс допускает покрытие из суммы обеспечения задолженности или ущерба по ст. 381.1 ГК. Применяя положения п. 4 ст. 329 ГК к контрактной системе, заказчик вправе удержать обеспечение полностью.

До удержания заказчик обязан направить в адрес поставщика письменную претензию с указанием на условия, которые были нарушены, с детальным расчетом суммы удержания из обеспечения.

Поставщик может погасить начисленную неустойку добровольно, тогда деньги в виде обеспечения будут возвращены ему полностью.

Если в контракте указывается, что обеспечение допускается удержать в полном объеме, то заказчик может не возвращать его.

В случае если заказчик действует неправомерно и не вернул поставщику сумму обеспечения в положенные сроки, то поставщик вправе обратиться на него в суд с исковым заявлением. Помимо суммы обеспечения, с заказчика можно взыскать пени за каждый день просрочки, а также штраф.

Если суд подтвердит правомерность финансовых претензий заказчика, то он может отказать в возврате обеспечения поставщику.

Таким образом, заказчик обязан вернуть деньги в виде обеспечения исполнения контракта в течение 30 дней после его исполнения или в течение 15 дней, если закупка происходила только среди СМП.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/vozvrat-obespecheniya-2.html

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: