Суд прокуратура следствие ветви

Содержание
  1. Суд прокуратура следствие ветви
  2. Главный по арестам
  3. Прокуратуре возвратят уголовные дела
  4. Взаимоотношения суда органов прокуратуры предварительного следствия министерства юстиции адвокатуры
  5. Суд и прокуратура
  6. Прокуратура в системе органов судебной власти (стр. 5 из 6)
  7. Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2021 N 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»
  8. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
  9. Участие прокурора в уголовном процессе
  10. К какой ветви власти следует относить прокуратуру российской федерации?
  11. Прокуратура и следственный комитет: в чем разница
  12. Основное различие
  13. Прокуратура РФ
  14. Структура
  15. Функции
  16. Следственный комитет Российской Федерации
  17. Кто главнее
  18. Чем отличается прокуратура от следственного комитета
  19. В чем основное отличие?
  20. Что такое прокуратура?
  21. Основная деятельность
  22. Состав
  23. Какие функции выполняет
  24. Что такое Следственный комитет?
  25. Состав подразделения
  26. Какая из этих структур считается главнее?
  27. Чем отличается прокуратура от следственного комитета?
  28. Что такое прокуратура и чем она занимается
  29. Что такое Следственный комитет РФ
  30. Чем отличается СК от прокуратуры и какая организация главная
  31. Участие прокурора в уголовном процессе
  32. Прокуратура в действующих лицах
  33. Полномочия прокурора по стадиям уголовного процесса
  34. Участие прокурора в досудебном производстве
  35. Участие прокурора в судебном разбирательстве

Суд прокуратура следствие ветви

Суд прокуратура следствие ветви

Заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта, по вновь открывшимся обстоятельствам подается прокурором в арбитражный суд, принявший данный судебный акт. Не позднее … со дня открытия обстоятельств, является основанием для пересмотра судебного акта:

  1. 1 месяца
  2. 2 месяца
  3. + 3 месяцев
  • Имеет ли прокурор в соответствии со ст.281 ГПК РФ на обращение в суд возбуждения дела об ограничении дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами:
    1. + нет
    2. Да
    3. Да, если у гражданина нет родственников
  • К какой ветви власти относятся органы прокуратуры на современном этапе:
    1. + ни к какой
    2. К судебной
    3. К исполнительной
  • К специализированным прокуратурам относятся:
    1. + транспортные прокуратуры
  • Главный по арестам

    В ближайшие дни Верховный суд России по поручению президента должен дать свое заключение о введении в судебную систему кардинально нового звена — института следственных судей.

    Глава государства рекомендовал главному суду страны до 15 марта изучить вопрос и высказать свое профессиональное суждение.

    Следственный судья — новая фигура в судопроизводстве. Он будет осуществлять контроль за следствием, ограждая его от незаконных и необоснованных дел, злоупотреблений и ошибок при избрании меры пресечения. Так считают сторонники идеи, ссылаясь на опыт работы этого института со времен Судебной реформы 1864 года по 1922 год.

    Правда, оппоненты возражают, что новое звено тоже не гарантировано от коррупционного давления, а вводить в современный закон норму полуторавековой давности вряд ли резонно.

    Совет экспертов в «Российской газете» — авторитетные правоведы, доктора юридических наук Тамара Морщакова,

    Прокуратуре возвратят уголовные дела

    1 10788 19 Печатная версия 28.09.2021 00:01:00 В Совете Федерации задумались над усилением надзора за следствием Тэги: , , ,

    Фото пресс-службы Генеральной прокуратуры РФ Прокуратуре необходимо расширить полномочия по контролю над деятельностью следственных органов, считают в Совете Федерации.

    По 1,3 тыс. из них были проведены аресты, «но никто не понес за это ответственность».

    Взаимоотношения суда органов прокуратуры предварительного следствия министерства юстиции адвокатуры

    Какой правовой порядок может быть в стране, если органы, призванные осуществлять надзор за соблюдением законности, сами руководствуются ей весьма относительно? Необязательность выполнения своих функций являются проявлением многоликости действий, свойственной нашей культуре мышления, служит предметом для подражания, проникает в разные сферы общественной жизни — 60-70% исков, поступающих в арбитражный суд, связано с невыполнением обязательств , и потому проблема неплатежей не будет решаться до тех пор, пока сами органы правопорядка не научатся в полной мере руководствоваться законами, и в первую очередь, это касается прокуратуры.

    Недостаточно составить качественные законы, нужна еще политическая воля государственной власти, чтобы обрести умение воплощать законодательные акты в реальную жизнь, а это значительно сложнее процесса законотворчества. Потребуются десятилетия, чтобы сложилась

    Суд и прокуратура

    Иностранное конституционное право (Под ред.

    проф. В.В. Маклакова) Маклаков Вячеслав Викторович Как отмечалось, разделы конституции, регулирующие статус этих органов, подверглись изменениям после падения социалистического режима в наименьшей степени. Сохранили свое действие с рядом изменений закон IV 1972 года о судах и закон V 1972 года о прокуратуре Венгерской Республики (из названия исключено слово «Народной»).

    Однако, если статус судов регулируется законом, который принимается голосами 2/3 присутствующих депутатов Государственного собрания, то статус прокуратуры регулируется обычным законом.

    Согласно § 50 конституции, суды защищают и обеспечивают конституционный строй, права и законные интересы граждан, наказывают лиц, совершивших преступления. Они контролируют законность решений публичной администрации.

    Судьи независимы и подчиняются только закону. Они

    Прокуратура в системе органов судебной власти (стр.

    5 из 6)

    Однако органы прокуратуры никак не могут быть отнесены к судебной власти, так как вполне очевидно, что они не осуществляют правосудие. К тому же, если прокуратура будет включена в судебную власть, то это будет нарушать принцип состязательности, действующий в процессуальном праве.

    «Административно-властный характер полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия, а также органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и исполнение наказаний, в определенной мере способствует формированию у ряда ученых и практиков взгляда на прокуратуру как на орган исполнительной власти»

    .

    Критики сложившегося в России прокурорского надзора, используя неясность положения прокуратуры в системе органов государственной власти, пытаются укрепить их точку зрения, заключающуюся в необходимости ликвидации прокуратуры как самостоятельного и независимого от других органов федеральной власти органа

    «путем ее превращения в департамент (управление) Министерства юстиции»

    .

    Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2021 N 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»

    ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 28 декабря 2021 г.

    N 826ОБ ОРГАНИЗАЦИИПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯВ целях совершенствования организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, руководствуясь Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:1.

    Обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением законов органами предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями,

    Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел

    О возвращении уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, если а) обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения или акта; б) если копия обвинительного заключения или акта не была вручена обвиняемому; в) если есть необходимость составления обвинительного заключения по уголовному делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительных мер медицинского характера; г) если имеются основания для соединения уголовных дел; д) если при ознакомлении обвиняемого с материалами дела ему не были разъяснены его права.

    Прокурор также заявляет ходатайство о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в соответствии со ст.239 УПК, но оно должно быть согласовано с прокурором или его заместителем.

    В соответствии с ч.5 ст.234 и ч.4 ст.235 УПК

    Участие прокурора в уголовном процессе

    Состязательность сторон – главный принцип уголовного судопроизводства.

    В связи с тем, что большая часть уголовных дел является делами публичного характера, обвинение в них осуществляется государственными представителями.

    Уголовные дела возбуждаются в следствии, расследования проводятся в дознании, утверждаются дела прокуратурой, только после этого поступают в суд.

    Прокурор в уголовном судопроизводстве – это должностное лицо, которое в силу установленной УПК РФ компетенцией, осуществляет в стране уголовное преследование от имени государства, а также проводит надзорную деятельность за соблюдением законодательства сотрудниками дознания и следствия.

    К какой ветви власти следует относить прокуратуру российской федерации?

    В статье анализируются мнения ученых-юристов по вопросу к какой ветви власти следует относить прокуратуру Российской Федерации, изучается аналогичный опыт Российской империи и цивилизованных стран, аргументируется точка зрения автора на данную проблему.

    К КАКОЙ ВЕТВИ ВЛАСТИ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬ ПРОКУРАТУРУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ? ГРНТИ: 10 Гуреев Иван Сергеевич, студент Юридического факультета Южного Федерального университета г.

    Ростов-на-Дону Е-mail: АННОТАЦИЯ: В статье анализируются мнения ученых-юристов по вопросу к какой ветви власти следует относить прокуратуру Российской Федерации, изучается аналогичный опыт Российской империи и цивилизованных стран, аргументируется точка зрения автора на данную проблему.

    Ключевые слова: государство, разделение властей, прокуратура, надзор, обвинение, следствие, суд.

    Источник: https://agnat-avto.ru/sud-prokuratura-sledstvie-vetvi-16815/

    Прокуратура и следственный комитет: в чем разница

    Суд прокуратура следствие ветви

    Система правоохранительных органов в Российской Федерации довольно развита. Сегодня образовано большое количество самостоятельных подразделений, обладающих определенной компетенцией и направлениями деятельности. До 15.01.

    2011 СК РФ входил в структуру Прокуратуры РФ, затем произошло их разделение. Несмотря на разные названия и полномочия, оба органа регулярно пересекаются в своей деятельности.

    Поговорим об отличиях прокуратуры от следственного комитета.

    Основное различие

    Чтобы понять разницу, необходимо изучить базовые определения:

    • Прокуратура РФ – это система органов, функция которых заключается в надзоре за исполнением норм действующих законов, а также за соблюдением интересов населения. Особым видом деятельности этого органа является участие в уголовном процессе в качестве гособвинителя.
    • Следственный комитет РФ (СК РФ) – государственный орган, основная задача которого — расследование сложных и тяжких преступлений.

    Исходя из этого, видно, что деятельность прокурора направлена на защиту прав граждан, а следователя – на расследование преступлений. Между собой они пересекаются в рамках уголовного процесса, однако у каждого свои функции, полномочия.

    Прокуратура РФ

    Органы прокуратуры занимаются надзором за соблюдением законов и прав граждан во всех отраслях.  Любой гражданин может свободно обратиться, заявить о нарушениях и попросить о помощи. Кроме этого, прокуратура представляет обязательную сторону обвинения при рассмотрении уголовных дел в суде, часть из которых готовит СК РФ.

    Основным НПА, регулирующим положение органа, является ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». В нем закреплены ключевые моменты: структура, полномочия, задачи, функции порядок работы.

    Прокуратура РФ не относится ни к одной из существующих ветвей власти.

    Структура

    Прокуратура Российской Федерации – это централизованная система, образованная по принципу вертикальной власти (вышестоящие и нижестоящие прокуроры). Руководит системой Генпрокурор РФ. Основное звено состоит из прокуратур областей, городов и районов, вышестоящее звено – Генпрокуратура РФ.

    Функции

    Основная задача – осуществление надзора за:

    • исполнением законов органами государственной и местной власти;
    • исполнением законов следователями и дознавателями, в том числе субъектами ОРД;
    • соблюдением прав и интересов граждан.

    Кроме надзорных функций, прокурор рассматривает обращения граждан, участвует в гражданском (45 ГПК РФ), административном и уголовном (45 УПК РФ) судопроизводстве.

    Прокурор вправе самостоятельно составить и обратиться в суд с исковым заявлением для защиты прав гражданина. Если гражданин не в силах самостоятельно защищать свои интересы, это становится обязанностью прокурора. Также он обязан давать заключения при рассмотрении в суде некоторых категорий дел.

    Прокурор вправе по своей инициативе возбудить дело о совершенном правонарушении. По отношению к уголовным делам такое полномочие отсутствуют – он может только инициировать решение перед уполномоченным органом.

    При выявлении нарушений прокурор применяет специальные меры реагирования:

    Следственный комитет Российской Федерации

    После отделения от прокуратуры, СК РФ стал самостоятельным органом, осуществляющим следствие по сложным и тяжким уголовным делам. Например, по общему правилу убийство расследуется СК РФ, а кража – МВД РФ.

    Кто главнее

    Рассмотренные органы являются независимыми и ни одна из сторон не может вмешиваться в процессуальную деятельность другого участника. Однако в рамках уголовного процесса Прокуратура РФ и СК РФ активно пересекаются.

    Прокурор должен осуществлять надзор за деятельностью следователей. При выявлении нарушений он применяет соответствующие меры реагирования. Бездействие или незаконные действия следователей, могут быть обжалованы прокурору.

    Результат деятельности следователя по делу – обвинительное заключение – всегда направляется прокурору, который проводит проверку и утверждает его, либо отправляет на доработку.

    Таким образом, несмотря на недопустимость вмешательства следователей и прокуроров в деятельность друг друга, их раздельное существование невозможно. С практической стороны можно говорить о некотором превосходстве прокуратуры – она контролирует, следит за работой, поручает исправлять нарушения.

    Источник: https://uristi.guru/zakon-i-pravo/prokuratura-i-sledstvennyj-komitet.html

    Чем отличается прокуратура от следственного комитета

    Суд прокуратура следствие ветви

    До 2011 года Следственный комитет входил в Прокуратуру РФ. 15 января 2011 года произошло разделение. Ниже рассмотрены основные направления деятельности двух структур. В чем заключаются различия в их функционале? Кто из них главнее и находится ли другой в подчинении?

    В чем основное отличие?

    Для понятия главных различий, необходимо разобраться с определениями.

    Прокуратура – система органов, осуществляющих надзор за выполнением действующих законов, соблюдением прав и свободы граждан страны.

    Кроме того, она представляет сторону обвинения в уголовном судопроизводстве.

    Следственный комитет – государственный орган, занимающийся расследованием тяжких преступлений и обладающий иными полномочиями в уголовном судопроизводстве.

    Таким образом, становится понятно, что эти две государственные структуры осуществляют разные функции: защита прав граждан – задача прокурора, расследование преступлений – СК. Точкой соприкосновения является уголовное судопроизводство. Однако, и здесь их задачи не пересекаются.

    Что такое прокуратура?

    Прокуратура РФ – система органов, задача которых в осуществлении надзора за соблюдением прав, прописанных в Конституции, и исполнении законов. В ее обязанности входят и иные функции, установленные ФЗ “О Прокуратуре Российской Федерации”. Этот законодательный акт регулирует порядок организации, полномочия и деятельность данной государственной структуры.

    Орган относится к военизированным организациям. Это означает, что его служащие имеют право приобретать и носить боевое оружие. Служащие могут проходить военную, правоохранительную и гражданскую государственную службу. Это независимая структура, она не принадлежит ни к одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной)

    Основная деятельность

    Согласно ст.1 ФЗ “О Прокуратуре РФ”, основная ее задача – надзор за соблюдением действующего законодательства. При этом, данный закон предусматривает и другие направления деятельности. К ним относятся:

    • представление стороны обвинения в уголовном судопроизводстве;
    • осуществление уголовного преследования за совершенное преступление;
    • работа с обращениями и заявлениями граждан.

    Состав

    Прокуратура представляет собой централизованную систему учреждений, в подчинение которых входят нижестоящие прокуроры. Общее руководство системой осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

    В состав входят:

    • Генеральная прокуратура РФ;
    • учебные организации;
    • прокуратуры субъектов РФ, городов и районов;
    • Военная прокуратура РФ;
    • специализированные подразделения;
    • редакции печатных изданий.

    Какие функции выполняет

    Основная функция – осуществление надзора. В рамках своих полномочий, она осуществляет надзор за:

    • за соблюдением и исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления, военного управления, контроля, а также, должностными лицами. Контролирует соответствие действующим законом, правовых актов, издаваемых этими органами власти;
    • за соблюдением законов органами, занимающимися оперативным розыском, дознанием и реализацией мер принудительного характера;
    • соблюдением законодательства судебными приставами;
    • соблюдением законодательства органами и учреждениями, выполняющими функции по исполнению наказаний, содержанию заключенных и задержанных.

    Помимо надзора, она осуществляет и другие функции:

    • координация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
    • сотрудничество с международными организациями;
    • выпуск специализированных изданий;
    • участие в судебных процессах по уголовным делам;
    • вынесение решений по противоречащим закону судебным решениям;
    • участие в правотворческой деятельности;
    • рассмотрение жалоб и обращений от граждан.

    Что такое Следственный комитет?

    Следственный комитет РФ (СК) – федеральный государственный орган, в задачи которого входит осуществление уголовного судопроизводства и иные задачи.

    СК образован от Следственного комитета при Прокуратуре РФ, отделился он 15 января 2011 года.

    Относится к военизированным организациям, его служащие имеют право приобретать боевое оружие.

    Наделен правом производства предварительного расследования, осуществляемого в форме предварительного следования.

    В СК предусмотрены три вида службы: военная, правоохранительная и гражданская. Руководство деятельностью органа осуществляет Президент РФ.

    Состав подразделения

    Система Следственного комитета включает в себя:

    • центральный аппарат, состоящий из:
    • главных управлений и управлений;
    • отделов;
    • отделений.
    • главные следственные управления и следственные управления субъектов РФ, а также приравненные к ним отделы;
    • межрайонные следственные отделы, следственные отделы, отделения районов и городов.

    Какая из этих структур считается главнее?

    Сравнение этих двух организаций – некорректно, так как они выполняют разные функции.

    Точка их соприкосновения – прокурорский надзор за следствием. Согласно ст. 124 УПК РФ, все жалобы на действие следователя рассматриваются прокурором.

    Он также подписывает обвинительное заключение при направлении дела в суд и поддерживает государственное обвинение.

    Поэтому, формально, прокуратура может оказать влияние и усложнить работу следственно комитета.

    СК РФ и Прокуратура России – независимые друг от друга государственные органы. Однако, деятельность этих организаций пересекается в вопросах, касающихся уголовного преследования и обвинения. Поэтому, полностью выделить деятельность следственного комитета из органов прокуратуры – затруднительно.

    Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/chem-otlichaetsia-prokuratura-ot-sledstvennogo-komiteta-5ccd70c6c76e7d00b1fe413a

    Чем отличается прокуратура от следственного комитета?

    Суд прокуратура следствие ветви

    Россияне старшего поколения твердо уверены, что полиция расследует преступления небольшой тяжести. А тяжкими преступлениями, такими как убийство, занимается прокуратура.

    То, что было заложено в память с детства, позабыть сложно. Для таких людей у нас шокирующая новость: прокуратура вообще не расследует преступления. Причем уже давно. 15 января 2011 года имевшийся в прокуратуре следственный отдел был выделен в отдельную структуру, названную следственным комитетом (СК).

    Давайте выясним, чем отличается следственный комитет от прокуратуры и какая из этих структур главная. Если к вам предъявляют претензии прокуратура или следственный комитет, отличие для вас не велико — ваши дела довольно плохи. Обязательно наймите себе адвоката.

    Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
    оформи заявку и система подберет подходящие компании!

    По этой услуге подключено 37 компаний

    Начать подбор в несколько кликов >

    Что такое прокуратура и чем она занимается

    Прокуратура — это система государственных органов, занимающихся надзором за выполнением законодательства страны и соблюдением прав и свобод граждан. Помимо этого, на прокуратуру возложена обязанность представлять сторону обвинения в судах по уголовным делам, часть из этих дел готовит к суду комитет.

    Деятельность прокуратуры регулируется специальным Федеральным законом №2202-1 от 17.01.1992 года. Этим законом, помимо контроля соблюдения конституционных прав и законодательства РФ, прокуратура наделена и дополнительными функциями. Функцию проведения следствия по важным делам из этого закона уже изъяли и передали ее из прокуратуры в СК.

    Прокуратура относится к организациям в которых предусмотрена воинская служба. Те, кто проходят ее, имеют право на ношение боевого оружия.

    Помимо военной, в прокуратуре предусмотрены правоохранительная и государственная служба.

    На какой именно службе находится сотрудник, определяется занимаемой им должностью.

    К ветвям власти (законодательной, исполнительной, судебной) прокуратура не относится — это отдельная государственная структура.

    К задачам прокуратуры относятся:

    1. Надзор за соблюдением законодательства во всех сферах деятельности.
    2. Представление стороны обвинения в судах по уголовным делам.
    3. Уголовное преследование лиц, совершивших преступления.
    4. Работа с поступающими от граждан заявлениями и обращениями.

    Прокуратура имеет собственную вертикаль подчинения и является централизованной системой государственных учреждений. Нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим. Во главе прокуратуры стоит Генеральный прокурор РФ. Состав прокуратуры:

    • генеральная;
    • субъектов Российской Федерации;
    • городов и районов.

    Кроме того, в качестве структурных подразделений существуют: Военная прокуратура, учебные заведения, специализированные подразделения и печатные органы.

    В рамках своих полномочий прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности в работе:

    1. Органов власти федерального, регионального, местного уровня, органов военного управления и контролирующих органов, а также должностных лиц этих инстанций. Прокуратура проверяет на соответствие законодательству все правовые акты, издаваемые такими формированиями.
    2. Органов дознания, следствия, розыска и применения мер принудительного характера. То есть прокуратура контролирует все органы охраны правопорядка, включая следственный комитет.
    3. Органов, организующих исполнение назначенных судом наказаний, а также содержание задержанных и заключенных граждан.

    Помимо основных функций, на прокуратуру возложены и дополнительные:

    • координация деятельности всех органов, занимающихся борьбой с преступностью;
    • представление стороны обвинения в судах по уголовным преступлениям;
    • сотрудничество с международными правоохранительными структурами;
    • контроль судебных решений на соответствие их закону;
    • участие в создании законов и других нормативных актов;
    • выпуск специальных изданий прессы;
    • работа с жалобами и обращениями граждан.

    Перейдем к рассмотрению структуры и деятельности следственного комитета. Именно так можно понять, в чем разница между СК и прокуратурой.

    Что такое Следственный комитет РФ

    Следственный комитет — тоже государственный орган, основной задачей которого является расследование тяжких и особо тяжких преступлений. Комитет имеет право проводить предварительное расследование.

    В следственном комитете предусмотрена воинская служба, и его сотрудники могут носить боевое оружие. Помимо военной, в рядах следственного комитета, проходят правоохранительную и государственную службу. Кто на какой службе, определяет должность.

    Основные функции следственного комитета:

    • проведение проверки сообщений о преступлениях, предварительных расследований и экспертиз;
    • обобщение практики применения законодательных актов;
    • разработка и законодательных актов, требующих решения Президента и Правительства;
    • проведение правовой экспертизы проектов законодательных актов по поручениям Президента;
    • образование и проведение экспертных комиссий и советов;
    • представление в судах интересов следственного комитета;
    • участие в формировании бюджета РФ:
    • взаимодействие с государственными органами иностранных государств, международными организациями и средствами массовой информации;
    • работа с обращениями граждан.

    Следственный комитет имеет четкую структуру. Он состоит из:

    • главных следственных управлений, обычных следственных управлений и отделов, приравненных к управлениям в субъектах РФ;
    • межрайонных и обычных следственных отделов;
    • отделений районов и городов.

    Итак: следственный комитет и объединяющая прокуроров структура — это военизированные организации, занимающиеся охраной правопорядка. На первый взгляд, они похожи.

    Чем отличается СК от прокуратуры и какая организация главная

    Сравнивать следственный комитет и другие правоохранительные структуры некорректно. В полной мере это относится и к сравнению с прокуратурой — это две отдельные организации, и разница между ними огромна.

    Сравнивать их — это как сравнивать бригаду лесорубов и бригаду скорой помощи: название одинаковое, обе бригады состоят из людей, на этом сходства заканчиваются, во всем остальном эти коллективы отличаются.

    Примерно так и у прокуратуры с СК — есть что-то отдаленно похожее, но, в целом, разница между организациями огромна. Главным отличием, конечно, является функциональное предназначение комитета и прокуратуры, остальные отличия проистекают из этого.

    Многих интересует, кто главнее — комитет или прокуратура. Этот вопрос тоже некорректен. Это разные организации, не связанные взаимным подчинением. Пересекаются организации в своей деятельности, связанной с привлечением к суду обвиняемых в уголовных преступлениях. Прокурор подписывает наработанное следственным комитетом обвинительное заключение и поддерживает обвинение в суде.

    Это позволяет прокурорам оказывать давление на следственный комитет. Кроме того, прокуратура проверяет законность действий следователей комитета и жалобы на них. Это тоже рычаг давления на следственный комитет. Однако это независимые друг от друга структуры, и определить, кто из них главный, невозможно.

    Источники:

    Закон о прокуратуре

    Закон о следственном комитете

    Источник: https://rtiger.com/ru/journal/chem-otlichaetsya-prokuratura-ot-sledstvennogo-komiteta/

    Участие прокурора в уголовном процессе

    Суд прокуратура следствие ветви

    Состязательность сторон – главный принцип уголовного судопроизводства. В связи с тем, что большая часть уголовных дел является делами публичного характера, обвинение в них осуществляется государственными представителями.

    Уголовные дела возбуждаются в следствии, расследования проводятся в дознании, утверждаются дела прокуратурой, только после этого поступают в суд. По УПК РФ государственное обвинение представляет прокурор.

    Прокурор в уголовном процессе доказывает виновность подсудимого, который по умолчанию признается невиновным до тех пор, пока не будет доказано иное. Этот статус называется презумпцией невиновности.

    В чем заключаются основные полномочия прокурора, и в чем заключается его процессуальная роль, расскажем далее.

    Прокуратура в действующих лицах

    Прокурор в уголовном судопроизводстве – это должностное лицо, которое в силу установленной УПК РФ компетенцией, осуществляет в стране уголовное преследование от имени государства, а также проводит надзорную деятельность за соблюдением законодательства сотрудниками дознания и следствия.

    Это определение содержится в специальном ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1, в котором кроме того прописаны основные задачи деятельности прокурора, условия его службы и структура государственной прокуратуры страны.

    Прокурор – это ключевая фигура в уголовном процессе. Он задействован на всех стадиях расследования преступления, за ним всегда остается последнее слово во всех вопросах, кроме вынесения приговора. Этим занимается исключительно судья.

    Структура Прокуратуры выглядит следующим образом:

    • Генеральная Прокуратура России;
    • Прокуратуры субъектов РФ;
    • Военные и иные специализированные Прокуратуры;
    • Научные и образовательные организации;
    • Редакции печатных изданий;
    • Прокуратуры городов и районов.

    Органы Прокуратуры, не входящие в единую систему Прокуратуры страны, не могут действовать на ее территории.

    Генеральный Прокурор страны исполняет следующие функции:

    • Издание обязательных для исполнения инструкций, распоряжений и указов, регулирующих деятельность работников Прокуратуры;
    • Устанавливает штатную численность и структуру отделений Прокуратуры;
    • Назначает на должности и освобождает от них ректоров и проректоров организаций науки и образования Прокуратуры;
    • Несет ответственность за исполнение тех задач, которые возложены на сотрудников Прокуратуры.

    Внутри отдельной городской или областной Прокуратуры также действует своя иерархия, во главе которой стоят начальники Прокуратуры.

    Главный прокурор, прокурор, старший помощник прокурора или младший помощник прокурора – все эти звания приобретаются сотрудниками в процессе опыта их работы. Они имеют погоны, по которым легко можно определить их действующее звание.

    Работники прокуратуры обязаны носить служебную форму. Их светло-голубые рубашки, темно-синие брюки, юбки и пиджаки легко узнаваемы.

    Работать в Прокуратуре — это значит состоять на государственной службе. К кандидатам на службу предъявляются серьезные требования: высшее юридическое образование, отсутствие судимостей у них самих и их родственников.

    Для утверждения на должность необходимо пройти аттестацию в комиссии, созданной областной прокуратурой.

    Полномочия прокурора по стадиям уголовного процесса

    Круг полномочий и обязанностей прокурора отличается на различных стадиях процесса. Но, в целом, его деятельность должна преследовать следующие функции:

    • Реализация уголовного преследования подозреваемых;
    • Контроль за соблюдением защиты и правовых интересов участников процесса;
    • Надзор за исполнением полномочий органов правопорядка и следствия;
    • Соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел и проведения следственных действий;
    • Координация действий органов полиции и дознания;
    • Защита конституционных прав человека;
    • Контроль за правильным толкованием действующего законодательства;
    • Раскрытие противоправных деяний и др.

    Прокуратура, в том числе, имеет и свои подразделения по конкретным областям правовой защиты. К примеру, существует природоохранная прокуратура, которая осуществляет контроль за соблюдением предприятиями правил защиты экологии и природоохранных объектов.

    Участие прокурора в досудебном производстве

    Прокуратура имеет право давать любые поручения в рамках уголовного судопроизводства сотрудникам дознания и следствия. Они, в свою очередь, обязаны их исполнять даже в том случае, если поручения впоследствии будут обжалованы как незаконные.

    Полиция, дознание и следствие подчиняются прокуратуре. Прокуроры контролируют всю деятельность органов правопорядка и могут в любой момент вмешаться в производство.

    В рамках расследования уголовного дела прокуроры имеют следующие полномочия:

    • Прерывать или прекращать расследование по уголовному делу по веским основаниям;
    • Давать указания органам следствия в случае возврата уголовных дел о проведение дополнительные следственных мероприятий;
    • Утверждать обвинительные акты или обвинительные заключения по уголовным делам;
    • Передавать уголовные дела в суды для разбирательства;
    • Контролировать, чтобы подсудимые получали от следователей копии обвинительных актов;
    • Подписывать различные процессуальные документы, прекращающие уголовные дела;
    • Продлевать предварительное расследование;
    • Передавать дела от одного следователя к другому в случае веских оснований;
    • Освобождать должностных лиц от исполнения своих обязанностей, когда ими допущены серьезные нарушения процессуального порядка;
    • Принимать или отвергать самоотводы должностных лиц;
    • Решать вопросы по отводам прокурорам, следователям и дознавателям;
    • Одобрять возбуждение уголовных дел следствием или дознанием;
    • Контролировать соблюдение действующего законодательства в рамках деятельности правоохранителей при поступлении сообщения о преступлении.

    Это далеко не полный перечень тех прав, которые закреплены за сотрудниками прокуратуры в рамках досудебного следствия.

    Многих интересует, может ли прокурор возбуждать уголовные дела самостоятельно. Такое право он имеет, если им получены существенные основания для уголовного преследования содеянного.

    Именно поэтому нередко граждане пишут свои заявления именно в прокуратуру, а не в полицию, пытаясь миновать ту инстанцию, которая может проигнорировать их обращение.

    При этом любые промедления в возбуждении уголовных дел или иных процессуальных действиях, которые впоследствии привели к большим жертвам или другим негативным последствиям, приводят к тому, что прокуратура проводит проверки в отношении сотрудник полиции.

    Может ли прокурор прекратить уголовное преследование – вопрос не однозначный. Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор может только утвердить постановление дознавателя о прекращении дела.

    https://www.youtube.com/watch?v=tpDiK15ACZI

    Сам же он это сделать не может. Но при этом он может отказаться от уголовного преследования с мотивировочной расшифровкой такого решения.

    По письменному запросу прокурор может получить право на ознакомление с материалами уголовного дела.

    Участие прокурора в судебном разбирательстве

    Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел допускается даже в рамках частного обвинения. В публичном обвинении именно сотрудник прокуратуры осуществляет государственное обвинение.

    Прокурор участвует в судебном разбирательстве на двух стадиях:

    • Судебное следствие;
    • Прения сторон.

    Прокурор также имеет право в дальнейшем обжаловать вынесенный судьей приговор, подав апелляционное постановление.

    Итак, государственный обвинитель осуществляет следующий набор процессуальных действий в рамках его судебного рассмотрения:

    • Излагает позицию обвинения – зачитывает обвинительный акт, рассказывает, кто и в чем обвиняется, и по какой статье преследуется совершенное виновным лицом деяние;
    • Задает уточняющие вопросы участникам процесса, допрашивает свидетелей в ключе обвинения;
    • Представляет доказательства виновности подсудимого по делу;
    • Имеет право заявлять ходатайства (о проведении экспертиз, о приобщении тех или иных документов, о проведении запросов);
    • Зачитывает показания свидетелей, не выступающих в судебном разбирательстве, в рамках изложения позиции обвинения;
    • В прениях высказывает обвинение и требуемое для виновника уголовное наказание – как правило, прокурор просит максимум по действующей правовой норме.

    Явка государственного обвинителя является обязательным условием судебного разбирательства. Без прокурора нельзя рассматривать дело, оно должно быть отложено.

    Прокурора обязательно должны уведомить о месте и времени рассмотрения уголовного дела, вручив ему повестку под подпись.

    Оставшийся корешок повести с подписью прокурора позже подшивается в материалы дела для подтверждения факта уведомления.

    Когда потерпевший не является в судебное заседание, прокурор обязан заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела, так как он является непосредственным представителем потерпевшей стороны и обязан соблюдать, и защищать ее интересы.

    Прокурор после окончания рассмотрения уголовного дела должен получить копию приговора, который он может обжаловать.

    Все документы должны выдаваться прокурору под его подпись. Позже все эти заверения проверяются в ходе очередных судебных проверок.

    Прокурор обязан присутствовать на оглашении приговора. На практике, когда последнее слово по делу переносится на другое судебное заседание, прокуроры не приходят на него, и фактически не слушают оглашения приговора. Это нарушение законодательства.

    Прокуроры в рамках рассмотрения одного уголовного дела могут меняться. Каждый раз при смене прокурора в зале суда устанавливается его личность и решается вопрос о заявлении ему отводов.

    Замена прокурора в уголовном процессе допускается по отводу одного из участников сторон, кто считает государственного обвинителя заинтересованным в исходе дела.

    Прокурор имеет право в течение 3 суток после вынесения приговора по заявлению ознакомиться с протоколом судебного заседания. Разрешение на это выдается судьей.

    Обжаловать в апелляционной инстанции прокурор не может приговоры со следующими обстоятельствами:

    • Оправдательный приговор;
    • Приговор, не предусматривающий наказания.

    Государственный обвинитель может обжаловать приговоры в кассационной и надзорной инстанции.

    На практике в 2021 году прокуратура редко обжалует приговоры суда, так как судья дает примерно то наказание, какое требует обвинение, лишь незначительно его смягчая.

    Апелляционные постановления подаются прокуратурой только тогда, когда они сами находят в деле существенную ошибку, нередко не замеченную на стадии предварительного расследования, которая меняет суть рассматриваемого дела.

    Прокурор – это одна из ключевых фигур в уголовном судопроизводстве. Фактически именно на прокуратуре лежит вся ответственность за обоснованность и законность возбужденных уголовных дел, их расследование и судебное разбирательство.

    Без государственного обвинителя невозможно соблюдение принципа состязательности сторон, без его помощи права и интересы потерпевшей стороны могут быть ущемлены и не удовлетворены в полной мере.

    Источник: http://ugolovnyi-expert.com/prokuror-v-ugolovnom-processe/

    О ваших правах
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: