Виды административного производства

2. Понятие и виды административных производств

Виды административного производства

Административныйпроцесс охватывает различные категориииндивидуально-конкретных дел. Этопозволяет подразделять такие дела наотдельные виды административныхпроизводств.

Основанием дляделения является характериндивидуально-конкретных управленческихдел, обусловливающих особенности тогоили иного вида производств, в том числепорядок рассмотрения и разрешения дел,конкретные субъекты, организационно-правовыеформы и т.п.

Административноепроизводство одни авторы рассматриваюткак систему норм, регламентирующихпорядок рассмотрения и разрешения техили иных однородных групп управленческихдел (А.П.Коренев), а другие – как нормативно-урегулированный вид деятельности полномочных субъектов поразрешению индивидуальных административныхдел (Ю.М.Козлов).

Таким образом,административный процесс в юрисдикционномсмысле представляет собой совокупностьадминистративных производств по делам,связанным с рассмотрением и разрешениемадминистративно-правовых споров.

К таким производствамотносятся:

– производство пожалобам;

– дисциплинарноепроизводство;

– производство поделам об административных правонарушениях.

3. Производство по жалобам граждан

Производство пожалобам состоит из четырех стадий.

На первой стадиирегистрируются поступившие жалобы(письменные или устные).

Зарегистрированнаяжалоба рассматривается (изучается)руководителем органа, который даетзадание соответствующему должностномулицу проверить жалобу.

Если жалоба неподведомственна данному органу, ее втечение 5 дней направляют в тот орган,который по ней может осуществить проверкии принять решение с уведомлением обэтом заявителя.

На второй стадииосуществляется проверка фактов иобстоятельств, изложенных в жалобе, порезультатам которой оформляетсязаключение. Заключение подаетсяруководителю для ознакомления и принятиярешения.

На третьей стадиипринимается решение по жалобе исвоевременно сообщается заявителю опринятом решении.

Четвертая стадиясостоит в действиях по исполнениюпринятого решения, если такое решениепредполагает осуществление соответствующихдействий.

Если заявитель несогласен с решением по жалобе, он можетего обжаловать в вышестоящий орган илив суд.

4. Производство по делам о дисциплинарных проступках

Производство поделам о дисциплинарных проступках -это установленный нормами права порядокпривлечения виновного к дисциплинарнойответственности и наложения взыскания,предусмотренного законодательством отруде, дисциплинарными уставами,правилами внутреннего трудовогораспорядка и другими нормативнымиактами.

Особенное местосреди них занимает Указ Президента РФ«О мерах по укреплению дисциплины всистеме государственной службы» от 6июня 1996 г.

Дисциплинарноепроизводство состоит из следующихстадий:

– возбуждения ислужебное расследование дела;

– рассмотрениедела и принятие по нему решения;

– обжалованиерешения по делу;

– исполнение решенияо наложении дисциплинарного взыскания.

Возбуждение делаи служебное расследование.Основанием для возбуждения дела являетсяфакт совершения дисциплинарногопроступка.

Дело не возбуждается, еслис момента обнаружения проступка прошлоболее одного месяца или более шестимесяцев со дня его совершения, не считаявремени болезни или пребывания работникав отпуске, в отдельных случаях (прирасследовании) – не позднее одногогода со дня совершения поступка.

Дело о дисциплинарномпроступке возбуждает уполномоченноена то лицо, которое одновременноорганизует проведение служебногорасследования.

Служебноерасследование состоит в получении отлица, совершившего дисциплинарныйпроступок, объяснения, сборе и анализеинформации о проступке, в составлениизаключения по итогам служебногорасследования.

Рассмотрениедела о дисциплинарном проступке ипринятие по нему решения.

Дела о дисциплинарных проступках своихподчиненных рассматриваютруководители органов, предприятий,учреждений, организаций, руководители вышестоящих органов, При этом ониизучают материалы дела, заслушиваютобъяснения лица, привлекаемого кответственности, при необходимостиистребуют дополнительные сведения,принимают одно из двух решений по делу:о привлечении лица к дисциплинарнойответственности или об освобожденииот нее.

Решение о наложениивзыскания оформляется письменнымприказом, который под расписку объявляетсялицу, привлеченному к ответственности,и соответствующей категории работниковоргана, предприятия, учреждения,организации. Такое взыскание, какзамечание, выговор могут быть наложеныв устной форме.

При наложениивзыскания учитываются характер проступка;обстоятельства, при которых он совершен;прежнее поведение лица, привлекаемогок ответственности; соответствие степенивины и тяжести совершенного проступка.

Обжалованиерешения по делу.

Жалоба на решениепо делу подается вышестоящему органу(должностному лицу) либо в суд в течениетрех месяцев после наложения взыскания.

Решение по жалобеможет быть следующим: жалоба оставленабез удовлетворения; изменена меравзыскания в сторону снижения ее тяжести;дело производством прекращено; приказо наложении взыскания отменен, и делорассматривается тем, кому поступилажалоба.

Данная стадияпроизводства по дисциплинарным проступкам является факультативной,поскольку решение по делу может бытьоставлено без обжалования.

Исполнениерешения (приказа) о наложении дисциплинарноговзыскания.Исполнение такого решения состоит вобъявлении его лицу, в отношении которогооно принято, и в совершении действий,предусмотренных этим решением, например,увольнение.

Дисциплинарноевзыскание считается снятым, если втечение года со дня его наложения лицоне будет подвергнуто новому дисциплинарномувзысканию. Устное взыскание считаетсяснятым по истечении одного месяца.

Руководитель, применивший взыскание,может снять его досрочно по собственнойинициативе, по ходатайству трудовогоколлектива при добросовестном поведенииработника.

Меры поощрения во времядействия взыскания не применяются.

Нормативные актыи литература

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

  2. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (в редак­ции Указа ПВС от 4 марта 1980 г.) «О порядке рассмотрения предложений, заяв­лений и жалоб граждан» (ВВС СССР. 1980. № 11. Ст. 192; 1988. № 6. Ст. 94).

  3. Закон города Москвы от 18 июня 1997 г. «Об обращениях граждан» (газета «Тверская, 13». 1997. №31).

  4. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ.1995. №51. Ст. 4970).

  5. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (введен в действие с 1 сентября 2002 г.), гл. 23, 24.

  6. Гражданский процессуальный кодекс РФ, гл. 241.

  7. Проект ФКЗ «О федеральных административных судах в РФ» (внесен Верховным Судом РФ в Государственную Думу и принят в первом чтении).

  8. Учебники и учебные пособия по административному праву.

  9. Стартов Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история перспекти­вы. М., 2001.

10. Судебноерассмотрение административных дел:правовая реальность и перспективыразвития. Пособие для судей. ИзданиеРАП. М,, 2002.

Источник: https://studfile.net/preview/5455665/page:48/

Административный процесс и административные производства

Виды административного производства

Основу «юрисдикционной» концепции административного процесса составляют следующие положения.

  1. административный процесс – особый вид исполнительной и распорядительной деятельности, связанной непосредственно с возможностью реализации в принудительном порядке соответствующих административно-правовых актов, определяющих права и обязанности участников материального административного отношения;
  2. признание тождественности понятия административного процесса содержанию понятий «гражданский процесс» и «уголовный процесс» (процесс является способом обеспечения обязательности норм материального права и применения мер воздействия (принуждения) по отношению к лицам, нарушающим правовые нормы.  Если нет спора между сторонами административного правоотношения или если не решается вопрос о применении принуждения, нет и административного процесса);
  3. понятиям «процесс» и «производство» в их соотношении придается прямо противоположный смысл (административное производство оказывается явлением более широким, нежели процесс; оно охватывает все стороны деятельности аппарата государственного управления, широкий круг общественных отношений в области государственного управления);
  4. процессуальным нормам отведено регулирование лишь рассмотрения споров и применения мер принуждения органами государственного управления (основная сфера действия административно-процессуальных норм охватывает лишь область применения мер административного принуждения; административно-процессуальные нормы рассматриваются в качестве правового института, нормы которого составляют одну из частей административного права).

Таким образом, административный процесс – регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения.

Административный процесс: «управленческая» концепция

“Управленческая” концепция является более широким, чем «юрисдикционный», подходом к определению понятия административного процесса.

Основные положения “управленческой” концепции административного процесса:

  1. административный процесс — это юридическая форма реализации исполнительной ветви власти, которая реализуется в процессе государственного управления, т. е.

    во внесудебном порядке (следовательно, административный процесс имеет ярко выраженную юридически управленческую природу);

  2. административный процесс реализуется прежде всего и главным образом органами исполнительной власти всех уровней, а также в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, и другими субъектами (административный процесс имеет свою структуру, образуемую совокупностью производств, которая отличается от структуры иных видов процесса — законодательного, гражданского, уголовного и других);
  3. административный процесс – это деятельность не только государственно-властная, но и юридическая (правовая природа административного процесса выражается в его специальном назначении, состоящем в обеспечении реализации материальных норм российского права; в этом плане, по широте сферы «обслуживания» потребностей материальных норм соответствующих отраслей, административный процесс стоит в одном ряду с гражданским процессом);
  4. как юридическая деятельность, административный процесс объективно нуждается в «собственном» регулировании, что обеспечивается с помощью административно-процессуальных норм;
  5. юридическая природа административного процесса (как и других видов процесса) проявляется в том, что административный процесс – это такая деятельность, в ходе осуществления которой возникают многочисленные правовые отношения, регулируемые административно-процессуальными нормами и приобретающие в связи с этим характер административно-процессуальных правоотношений. Таким образом, вырисовываются два тесно связанных элемента административного процесса:
    • процессуальная деятельность соответствующих субъектов (главным образом, органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;
    • административно-процессуальные правоотношения.

Таким образом, административный процесс – урегулированный правом порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а в предусмотренных законом случаях и другими полномочными субъектами, в ходе реализации задач и функ­ций исполнительной власти; это такая деятельность, в ходе осуществления которой складываются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права.

Согласно этой концепции «юрисдикционный» процесс (производство по рассмотрению споров и производство по применению мер административного принуждения) является лишь частью целого ряда правоприменительных производств административного процесса.

Структура административного процесса

Есть только один административный процесс, складывающийся из нескольких производств:

    1. административно-правотворческих;
    2. административно-правонаделительных;
    3. административно-юрисдикционных.

Альтернативная структура административного процесса

Ряд авторов (см., например, Административный процесс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление» / В.В. Волкова [и др.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и пра­во, 2013. – 175 с.) предлагают следующую структуру административного процесса:

    • административные процедуры – это упорядоченные в норма­тивном порядке действия органов исполнительной власти и об­разуемых этими органами государственных учреждений, направ­ленные на реализацию предусмотренных законодательством либо подзаконными нормативными правовыми актами прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций;
    • административная юрисдикция – процесс рассмотрения и разрешения административных споров (как в административном, так и в судебном порядке), в том числе рассмотрения жалоб граждан и организаций органами публичной власти, применения органами исполнительной вла­сти и судами мер административного принуждения к физиче­ским и юридическим лицам (включает административное судопроизводство);
    • административная юстиция – судебный кон­троль за законностью актов государственного управления, принимаемых органами (должностными лицами) исполнитель­ной власти, и актов, принимаемых органами местного само­управления (включает административное судопроизводство).

Понятие административного производства

Административное производство – определенный законами и подзаконными актами порядок процессуального обеспечения законных прав и интересов юридических и физических лиц в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти, другими государственными (муниципальными) органами и их должностными лицами.

Иначе: Административное производство – это совокупность форм и методов обеспечения порядка рассмотрения административных дел.

В правовой науке четко прослеживается устойчивая тенденция соотносить понятия «процесс» и «производство» как общее и особенное: процесс есть сумма производств; производство – органическая часть процесса.

Виды административных производств по В.Д. Сорокину:

  1. производство по принятию нормативных актов государственного управления;
  2. производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;
  3. производство по административно-правовым жалобам и спорам;
  4. производство по делам о поощрениях;
  5. производство по делам об административных правонарушениях;
  6. производство по дисциплинарным делам;
  7. регистрационное производство;
  8. лицензионное производство;
  9. исполнительное производство.

Критерием данного варианта классификации является характер индивидуально-конкретных дел. В приведенной конструкции ясно различаются три вида производств единого административного процесса:

    • правотворческое производство;
    • правонаделительные производства;
    • правоохранительные производства (юрисдикционные).

Названные группы административных производств являются системными частями административного процесса, так как:

    1. они осуществляются в сфере государственного управления, представляя собой определенные процедуры рассмотрения возникающих в этой сфере индивидуально-конкретных дел;
    2. они осуществляются преимущественно и главным образом органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (не меняет положения и то, что лишь некоторые дела в соответствии с законом разрешают иные правомочные субъекты, например, мировые судьи, рассматривающие дела о некоторых административных правонарушениях);
    3. материальные правовые отношения ряда отраслей российского права, реализуемые в ходе осуществления того или иного вида производства, регулируются нормами административно-процессуального права.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/administrativniy-protsess-i-administrativnie-proizvodstva

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: