Законы при иконописании

Содержание
  1. Законы при иконописании
  2. Храм и иконописание
  3. Церковное право
  4. Композиционные законы уставной православной иконописи – культурфилософский анализ Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»
  5. Вопросы современного иконопочитания и иконописания
  6. Иконопись законы
  7. О необходимости соблюдения церковных канонов в иконописании
  8. Школьная Энциклопедия
  9. Русская икона — символы, каноны, жанры, сюжеты
  10. Синодальный период в иконописании
  11. Техника иконописания Л. А. Успенский
  12. Сущностные основы уставного православного иконописания Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»
  13. Как писать икону и кто это делает?
  14. Православная икона. язык иконы, канон и стиль
  15. Церковные каноны и гражданские законы о Священном
  16. прот. Александр Салтыков Иконоведение
  17. Память святых отцев vii вселенского собора
  18. Историческая ситуация
  19. Лев III Исавр (717—741)
  20. Константин V Копроним (741—775)
  21. Лев IV Хазар (775—780)
  22. Императрица Ирина
  23. VII Вселенский Собор в Никее
  24. Смысл победы над ересью иконоборчества
  25. Мысли об иконе (отрывок из книги Г.И. Круга)
  26. Техника иконописания Л. А. Успенский
  27. Ю. П. Сергеев Секреты иконописного мастерства
  28. Проблемы сохранения памятников иконописи и возрождения иконописных традиций в Верхневолжском регионе России
  29. Канон в иконописи
  30. Этапы написания иконы
  31. Внутренние законы и внешние узаконения в истории развития дренерусской иконописи
  32. Законы композиции в уставной православной иконописи
  33. Иконное мастерство и каноничность

Законы при иконописании

Законы при иконописании

Многое в создании иконы противоречит классическим законам живописи: перспектива, размер, фон, цвет, — все предметы и люди пишутся не по принципу близости к зрителю, а в хронологическом порядке и с учетом степени важности. 2 Перед написанием иконы предписывается строгий пост.

Вопреки расхожему мнению, пост – это не только ограничение в еде (исключение мяса, яиц, молочных продуктов), но постоянное бдение и молитва.

Бдение – это не круглосуточное отсутствие сна, а внимание к своим словам, поступкам и мыслям.

Человек, питающий гнев к другим людям, не сможет написать хорошую икону. Молитву определяют как разговор с Богом и святыми, просьбу защитить, поддержать, помочь.

3 Икона пишется на деревянной основе, состоящей из трех частей. У этого обычая два объяснения, практическое и сакраментальное.

Во-первых, объемный широкий кусок древесины начнет высыхать и прогибаться, при этом краски могут потрескаться и осыпаться, изображение померкнет.

Храм и иконописание

В нем совершается принесение бескровной Жертвы. Алтарь должен быть расположен в восточной части храма.

Самое священное место алтаря — престол. От средней части храма алтарь отделяется перегородкой с царскими вратами (у нас это — иконостас).

Иконы являются не только украшением храма, а, прежде всего, святыней, предметом религиозного почитания.

Иконописание подлежит церковной регламентации.

В соответствии с 82 правилом Трулльского Собора запрещается изображение Спасителя в символическом образе агнца: «На некоторых честных иконах изображается, перстом Предтечевым показуемый, Агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истиннаго Агнца Христа Бога нашего.

Почитая древние образы и сени, преданныя Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона.

Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству, вместо ветхаго Агнца; да чрез то созерцая смирение Божественнаго Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительныя смерти, и сим образом совершившагося искупления мира».

Смысл этого правила шире, конечно, чем только запрет изображения Христа в виде Агнца.

Церковное право

Таким образом, предполагается уставность богослужения. Наша Церковь ныне совершает богослужения по заимствованному ею на Христианском Востоке Иерусалимскому Уставу.

В случае необходимости новые обряды или новые праздники вводятся по постановлению законной церковной власти (в настоящее время у нас – Поместного и Архиерейского Соборов, Патриарха и Священного Синода).Богослужения совершать могут лишь священные лица: епископы и пресвитеры.

Как гласит 6-е правило Гангрского Собора,

«Аще кто кроме Церкви особо собрания составляет, и, презирая , церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле епископа, да будет под клятвою»

.Диаконы и церковнослужители помогают епископу и пресвитеру в совершении богослужения. Согласно 15 правилу Лаодикийского Собора, устанавливается такой порядок:

«Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих; не должно иным некоторым пети в церкви»

.

Композиционные законы уставной православной иконописи – культурфилософский анализ Текст научной статьи по специальности «Искусство.

Искусствоведение»

Целенаправленным единством композиции художник выражает содержание своего замысла, делает этот замысел доходчивым и впечатляющим. Как привило, композиция строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных композиционных элементов; помимо соподчинения область композиции включает также и сам выбор, состав таких элементов [2].

Иными словами, можно сформулировать понятие «композиция» как законы, правила, приемы и средства выражения замысла автора на картинной плоскости (или в каком-либо объеме). Основными законами композиции в искусствознании принято считать: цельность, типизацию, контраст, подчиненность всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу [4]. Такие исследователи, как Е. В.

Шорохов и Н. Г. Козлов, к правилам, приемам и средствам композиции относят: сюжетнокомпозиционный центр картины, метод световой позиции, равновесие и статичность,

Вопросы современного иконопочитания и иконописания

А миру, вместо свободного приятия Слова Божия и образа Божия, все настойчивее навязывается по видимости разнообразное, а по сути одинаковое без-образие.

Икона и иконопочитание требуют от нас становления евангельского, церковно-православного сознания, позволяют нам войти в Благовестие Господа и стать смиренными участниками Сретения Его с нами.

Как истину, вновь и вновь требующую осознания, повторим: Церковь несет ответственность за состояние общества и призвана Богом к спасению мира.

Поэтому нам и следует возвращаться к первоначальному смыслу основных понятий: что есть икона и что есть не икона? Для чего и как нам становиться иконопочитателями? А тем из нас, кто имеет дар художества — как стать иконописцами?

1.

Иконопись законы

Русичи лишь обозначают иконы и мозаики как «зело красные» и перечисляют их в одном ряду с золотом, жемчугами и дорогими каменьями в качестве украшения храмов. Однако иконы имели и один весьма практический смысл. Древнерусская икона имеет уникальное свойство приводить зрителя в созерцательно-медитативное состояние, выводить его дух на уровень сверхсознания.

Троица Андрея Рублева Абстрактная, не облаченная в конкретноые чувственные формы искусства христианская духовность плохо воспринималась русичами, поэтому он в поисках духовной пищи обращался к искусству, и его красоте придавал большую значимость, чем это было принято в Византии.

Это состояние, близкое к тому, которое византийские мыслители называли «экстазом безмыслия». Иконы на Руси, видимо, нередко служили, ели так можно выразиться, объектами медитации.

Искусство

О необходимости соблюдения церковных канонов в иконописании

Чем тверже канон, тем больше духовной подготовки требуется от иконописца.

Хранить церковное Предание, в том числе иконописное предание — не гордость, а долг. Помоги вам Господи. — Прочитал Ваши статьи про иконы и иконопись.

Согласен с Вами во всем. Но ведь иконы, написанные не строго канонически, которых сейчас очень много в православных храмах, все равно несут в себе небесную благодать? — Есть почитаемые иконы, написанные не в иконописном, а в живописном стиле, поэтому отрицать их я не могу.

Однако есть иконы, противоречащие православной традиции, например, икона Святой Троицы, которую изобразили в виде дуба с тремя головами на трех ветвях.

Школьная Энциклопедия

В этом документе восстановлялось почитание икон и разрешалось употреблять в храмах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествуя их «почитательным поклонением»: «.

мы, шествуя как бы царским путем и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на

Русская икона — символы, каноны, жанры, сюжеты

образа.

Вместе с ними возникает и обостряется интеллектуальный спор и борьба, получившие название процесса столкновения иконопочитателей и иконоборцев. Исторически это период 8-9 вв, когда запрет почитания икон был оформлен вначале светской властью (византийский император Лев III), а затем и церковной (Собор 754г).

В итоге этой борьбы иконопочитание было разрешено также официально властью Собора 843 года.

Сделано это было не «на пустом месте», к тому времени богословы Византии сумели разработать целую стройную систему, которая вошла в соответствующую теорию иконы.

В числе этих титанов мысли – Феодор Студит, Иоанн Дамаскин, являющиеся ныне «отцами церкви».

Источник: https://27advokat.ru/zakony-pri-ikonopisanii-48094/

Синодальный период в иконописании

И. Шустов и выходец из осташковских иконописцев, выпускник Академии художеств М. М. Уткин. Указом от 4.03.1759 Синод по повелению имп. Елизаветы предписал отбирать во всех епархиях «неискуснописанные» образа из лавок и церквей.

Однако представления об искусстве письма у епархиальных властей были разными: так, в Казанской епархии было изъято 1053 иконы, а в Устюжской, по отписке местного архиерея, не нашлось ни одной «плохописанной» иконы.

В XVIII — 1-й пол. XIX в. известно немало случаев изъятия икон у продавцов-офень и даже запечатания иконных лавок; все эти случаи были связаны с продукцией суздальских иконописных центров, где иконописцы в основном придерживались «старой веры».

В русском иконописании нового времени отчетливо выделяются три основных направления, соответствующих сознанию и социальному положению владельцев икон.

Крестьяне, быт и сознание которых в наименьшей степени оказались затронуты изменениями, по-прежнему приобретали традиционные иконы в дешевом «расхожем» варианте.

Техника иконописания Л.

А. Успенский

Нередко употребляется и сосна, но с наименьшим содержанием смолы.

Доска, выбранная для иконы, должна быть совершенно сухой, без сучков и тщательно обработанной.

Для предохранения ее от возможности быстро коробиться и трескаться с тыловой стороны врезаются, но не закрепляются две поперечные планки (шпонки) из более крепкого дерева. С лицевой стороны доски обычно делается выемка, борта которой служат рамой иконы.

Эта естественная рама иконы имеет, с одной стороны, практическое значение, так как она, в свою очередь, укрепляет сопротивление иконы на изгиб и позволяет при работе опираться руками на икону (при небольших размерах, конечно), не касаясь живописи. Процесс изготовления иконной доски1.

Обработка лицевой стороны.2. Оборотная сторона.

Укрепление доски шпонками.3. Наклеивание на доску паволоки.4.

Нанесение левкаса.С другой стороны, она соответствует смыслу иконы; если рама картины подчеркивает

Сущностные основы уставного православного иконописания Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

Это, казалось бы очевидным утверждение, указывает на то, что любое религиозное произведение искусства (будь то произведение литературы, музыки, архитектуры или изобразительного искусства) становится языком той или иной религии, но выраженное соответственными выразительными средствами, что в свою очередь обуславливает данное средство как сугубо религиозное.

Следовательно, оценка и суждение о религиозном предмете или произведении искусства может быть только религиозная.

Как писать икону и кто это делает?

В это время можно приготовит левкас. В готовый клей в определенных пропорциях добавляется мел, емкость в которой делается левкас должна стоять на водяной бане, чтобы левкас нагрелся, но не закипел.

Левкас бывает разной консистенции, в Сербии делают жидкий и наносят его кистью (в России левкасят мастехином, густым, желеобразным левкасом).

На готовую доску надо нанести рисунок.

В данном случае копировалась новогородская икона. Сначала образ рисуется на бумаге, а затем рисунок переносится на доску. Затем он усиливается черным цветом (темперой) и делается графья.

Графья – тонко процарапанная линия, повторяющая рисунок, делается для того, чтобы при письме всегда читался рисунок (часто краски бывают кроющие, через которые не виден рисунок). Следующий этап – подготовка необходимых участков под позолоту.

Православная икона. язык иконы, канон и стиль

Подготовительный процесс к написанию иконы [9] Технические аспекты иконописи [10] Методологические рекомендации по написанию иконы [10.1] Выводы по главе [11] ЗАКЛЮЧЕНИЕ [11.1] Список источников и литературы [12] История иконописи.

Истоки, традиции, современность.

VI–XX века. – М. : Арт-БМБ, 2002. Во второй главе описывается ход выполнения творческой работы, даются методологические рекомендации к проведению занятий по иконописи.

Церковные каноны и гражданские законы о Священном

4.

Церковь должна монополизировать продажу всех товаров, так или иначе затрагивающих христианство.

И в то же время очень строго подойти к выпуску всей продукции и к ее продаже.

Все СМИ и другие организации должны испрашивать церковного благословения на публикацию святых образов и т.д. 5.

Необходима церковная цензура в отношении правомерности использования священных изображений в православных печатных изданиях (книгах, журналах, газетах), в фильмах, на православных выставках и т.п.

Те, кто занимается изданием печатной продукции и ее распространением, должны понимать свою меру ответственности за недолжное употребление священных изображений.

6. Государство должно принять закон, регулирующий использование священных изображений и православной символики в товарной продукции.

7. Необходимо просвещение церковного народа и номинальных православных (проповеди на приходах, вечерние школы и т.п.).

прот. Александр Салтыков Иконоведение

есть Творец, и человек тоже есть творец. И сужая эту огромную тему для нашего конкретного вопроса, мы должны сказать, что будучи творцом, человек тоже способен создавать образы и подобия.

Но какие же образы и подобия, которые может творить человек, будут достойны той славы, которую дал человеку?

Если Бог Сам создал Свой образ и подобие, то не тем ли более человек тоже должен создавать Божий образ и подобие?

Это как математическая формула: Бог создал образ и подобие Свое – человека, следовательно, человек тоже может создавать образ и подобие Божие. Кстати говоря, Господь создал Свой образ и подобие из глины, т. е. из некоторого материала. Из чего же человек должен создавать образ и подобие? Тоже из материала. Господь не возгнушался глины – или красной земли, как говорят гебраисты.

Поэтому писать иконы надо краской – тоже из земли.

Искусствоведы, иконоведы и художники знают, что многие краски называются “землями”.

Память святых отцев vii вселенского собора

Законы при иконописании

Православные праздники

Седьмой Вселенский Собор. Икона XVII век. Новодевичий монастырь

К V веку в церковную жизнь вошло повсеместное почитание икон.

Однако в Церкви некоторые священнослужители, сталкиваясь с заблуждениями в народной жизни, когда почитание священных изображений принимало искаженные формы (многие верующие действительно поклонялись иконам как таковым, а не изображениям на них), прямо называли иконопочитание идолослужением. Такое отношение к иконам разделял и византийский император Лев Исаврянин (ок.680—741). При его правлении Византийская империя вступила в период иконоборчества.

Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5)).

Историческая ситуация

Иконоборчество исторически сложилось на фоне грандиозного нашествия мусульман. Арабы заняли большую часть Малой Азии. Карфагенская Церковь, которая не выдержала столкновения с мусульманством, исчезла. Такая же угроза нависла над всей Церковью. Правители Византии стали искать общую почву, на которой можно прийти к согласию с исламом, чтобы ислам дозволил проповедь Христа.

Лев III Исавр (717—741)

Желая обратить магометан в христианство, император Лев считал необходимым уничтожить почитание икон, как одно из препятствий непризнания исламом иконописи. Противники же Льва III упрекали его в чрезмерном увлечении арабской культурой и внимании к доводам мусульман и иудеев против «идолов».

Гонения на иконы император начал еще в 726 году, издав Указ против поклонения иконам. Он приказал поднять все иконы в храмах на такую высоту, чтобы народ не смог к ним прикоснуться.

Императорской власти и епископам-иконоборцам противостоял Патриарх Константинопольский святитель Герман (715–730). Патриарха поддержал и римский папа Григорий.

Он написал императору, что Рим уйдет из-под его власти, если он будет настаивать на уничтожении иконопочитания. Но предостережения не подействовали.

Осудив почитание святых изображений, император не пожелал отступить, даже воочию видя неприятные последствия своего шага.

В 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон, объявив его преступлением. Он велел воинам снять и разбить особо чтимую икону Христа над воротами его дворца.

Один из воинов поднялся по лестнице, чтобы выполнить приказ, но толпа не дала закончить издевательство. Народ в пылу негодования опрокинул лестницу и предал смерти упавшего воина. По приказу императора главные виновники расправы были казнены, патриарх Герман низложен.

По указу императора иконы были вынесены из храмов и сожжены, а епископы, противившиеся этому, изгнаны.

Христиане раскололись на две партии – иконопочитателей и иконоборцев. Под флаг защиты святых изображений встали все враждебные императору круги, по стране прокатились восстания.

Так началось жестокое гонение на святые иконы, которое продолжалось при его сыне и внуке. Результатом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах.

Константин V Копроним (741—775)

После смерти императора Льва III его сын Константин V Копроним с еще большей настойчивостью и жестокостью продолжил преследовать иконопочитание. Он хотел осудить и уничтожить иконопочитание как ересь.

В 754 году на лжесоборе в Иерии иконоборчество было провозглашено в качестве официальной церковной доктрины Византийской империи, утвержденной подписями более 330 епископов (собор этот именуют также «безглавым», так как ни один патриарх не присутствовал на его открытии).

Определения лжесобора приводились в исполнение с необыкновенной жесткостью. Не останавливаясь на иконопочитании, Константин V пошел дальше.

Он хотел уничтожить почитание святых и их мощей, монашескую жизнь, считая все это суеверием. По его приказу мощи святых или сжигались, или сбрасывались в море. Монастыри были обращены в казармы или конюшни.

Монахи изгнаны, а те, кто открыто порицал действия императора и защищал иконопочитание, предавались мучительной смерти.

Лев IV Хазар (775—780)

После смерти Константина его сын Лев Хазар (его мать была дочерью хазарского кагана), по завещанию отца, должен был продолжить борьбу с иконами. Но Лев оказался человеком слабохарактерным. Большое влияние на него имела его жена афинянка Ирина, тайно поддерживавшая иконопочитание.

Взойдя на престол, император Лев IV Хазар (775—780) под влиянием своей жены прекратил гонения против монахов, но не пожелал открыто порывать с иконоборческими убеждениями отца и деда.

Весной 780 году под покровительством царицы Ирины на Константинопольский престол был избран тайный иконопочитатель Патриарх Павел IV.

Вскоре императору было доложено о дворцовом заговоре. Обнаружив в ходе расследования иконы в покоях императрицы Ирины, Лев возобновил гонение против иконопочитателей, обвинив их в злоупотреблении его добрым отношением. Несколько высокопоставленных придворных и сановников за сокрытие икон были подвергнуты жестоким наказаниям и заключению. Императрица подверглась опале.

Императрица Ирина

В конце 780 года император Лев IV скоропостижно скончался. После смерти мужа Ирина была провозглашена регентом при 9-летнем сыне, императоре Константине VI. Она сумела предотвратить заговор и сосредоточила всю власть в своих руках.

 Ирина стала первой (но не последней) женщиной, непосредственно правившей в Византийской империи. Она решительно объявила себя защитницей икон. Началось возрождение монастырей. Позиции иконоборцев, оставшихся без поддержки императорской власти, резко ослабли.

В обществе началось обсуждение вопроса о необходимости восстановления почитания икон.  

VII Вселенский Собор в Никее

В 787 году в храме св. Софии царицей Ириной был созван VII Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов, на котором и состоялось осуждение иконоборчества как ереси.

Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали Догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру.

Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием.

И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.

Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил — поставлять и полагать в святых храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.

VII Вселенский Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих.

Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа.

Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви.

VII Вселенский Собор был завершительным Собором, Собором, завершившим христологические споры о Боговоплощении.

Однако иконоборчество не сразу сдало свои позиции. После VII Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами: Львом Армянином, Михаилом Бальбою и Феофилом и еще около 25 лет волновало Церковь.

Почитание святых икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре. В честь этой победы был установлен праздник «Торжества Православия».

Смысл победы над ересью иконоборчества

В чем конечный смысл победы над ересью иконоборчества? Смысл в том, что в Церкви утвердилось подлинное понимание смысла иконы, церковного искусства. Иконописание как Боговидение, как вид умозрения, выросло из евангельского понимания мира.

Прежде всего, из воплощения Христова. Поскольку Христос воплотился, то Бог невидимый, неизображаемый и неописуемый, что по-гречески то же самое, что неопределимый, Бог стал определяемым, видимым, потому что Он во плоти.

И как сказал Господь: «Видевый Меня, виде и Отца».

Прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора, мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух.

Тропарь свв. отцам VII-го Вселенского Собора, глас 8:
Препрославен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истенней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе.

Мысли об иконе (отрывок из книги Г.И. Круга)

В своих определениях Седьмой Вселенский Собор неоднократно указывает, каким должно быть почитание святых икон, каким образом икона может быть спасительна.

Основной смысл почитания икон Собор полагает не в почитании и поклонении самой материи иконы, не в почитании самих досок и красок или мозаичных плиток, но в том, чтобы в духовном усилии, взирая на образ, вознести внимание к самому источнику образа Невидимому Первообразу Богу. Такое исповедание почитания икон Седьмым Вселенским Собором ставит священное изображение как бы на грани видимого и осязаемого мира и мира духовного, божественного. Икона становится как бы видимым символом невидимого мира, его осязаемой печатью, и смысл ее – быть светлыми вратами неизреченных тайн, путем божественного восхождения.

Седьмой Вселенский Собор и отцы Церкви, творения которых имели особое значение на Соборе, в особенности, быть может, св. Иоанн Дамаскин, подчеркивают именно такой смысл почитания икон.

В основном для отцов Собора икона Христа и икона Божией Матери, в особенности когда Она изображена с Младенцем, является свидетельством неложности вочеловечения Христова. Есть и другой смысл такой неразлучности икон Христа и Матери Божией. Как указывает Л.

Успенский, икона Христа есть образ вочеловечившегося Бога, икона же Божией Матери есть совершенный образ обоженного человека, на чем покоится наше спасение. Слово стало плоть, дабы сделать человека сопричастным Божеству.

Иконы святых являются подтверждением и развитием той же основы.

Нерукотворный Образ Христов является как бы первопечатью и источником всякого образа, и от него всякий образ исходит и рождается в нем, источником реки, стремящей свои воды в бесконечную жизнь.

Воды эти – бесчисленное богатство икон, порожденных и берущих свое начало от Нерукотворного Образа Христова и направляющих Церковь в ее неустанном движении к концу времен и Царству Будущего Века.

И еще думается, Нерукотворный Образ Христов является не только источником священных изображений, но и образом, изливающим свет и освящающим и изображение, и искусство не церковное. Например, в первую очередь искусство портрета.

В этом смысле икона в своем церковном богослужебном бытии не отделена от внешнего искусства, но подобна снеговой вершине, которая проливает ручьи в долину, наполняя ее и сообщая всему жизнь. Есть и иная сокровенная связь иконы с внешней, нецерковной живописью.

Икона зарождает в живописи, чуждой Церкви, совершенно подчас земной, таинственную жажду оцерковиться, изменить свою природу, и икона в этом случае является небесной закваской, от которой вскисает тесто.

Назад к списку

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/pravoslavnye_prazdniki/view/id/1185821

Техника иконописания Л. А. Успенский

 Смысл иконЛосский Владимир Николаевич Техника иконописания Л. А.

Успенский Говоря о содержании и смысле иконы, мы имели в виду вообще литургический образ независимо от его исполнения, будь то писаную икону, резаную из дерева или камня, исполненную фреской или мозаикой.

Однако наиболее богата возможностями и наиболее соответствует смыслу и назначению иконы классическая живопись яичной темперой.

Техника ее имеет многовековую традицию, уходящую в глубокую древность. Это капитал, который бережно сохраняется, так же как живое иконописное предание, и передается из поколения в поколение, восходя к истокам Византии, а через нее, по-видимому, к античному миру. Конечно, с течением времени появляются новые материалы, которые тщательно изучаются и используются в иконописи.

Однако приемы этой техники, выработанные вековой практикой, традиционно систематичны и почти всецело применяются

Ю.

П. Сергеев Секреты иконописного мастерства

Древо сайта | | ◄ ► Каждый, кто начинает рассматривать иконы, поневоле задается вопросом о содержании древних изображений, о том, почему на протяжении нескольких веков один и тот же сюжет остается почти неизменным и легко узнаваемым.

Ответ на эти вопросы поможет найти нам иконография, строго установленная система изображения каких-либо персонажей и религиозных сюжетов. Как говорят служители церкви, иконография – это «азбука церковного искусства».

Иконография включает большой ряд сюжетов, взятых из Ветхого и Нового Заветов , богословских сочинений, житийной литературы, религиозной поэзии на темы основных христианских догматов, то есть канонов.

Иконографический канон – это критерий истинности изображения, соответствия его тексту и смыслу «Священного Писания».К выработке таких устойчивых схем привели многовековые традиции, повторяемость композиций религиозных сюжетов.

Иконографические

Проблемы сохранения памятников иконописи и возрождения иконописных традиций в Верхневолжском регионе России

Языкова И. К. Икона в духовной культуре России XX века: диссертация кандидата культурологии: Москва, 2005. – 186 с. // . Основные термины (генерируются автоматически): религиозное назначение, икона, Российская Федерация, Россия, памятник, церковь, проблема, Русская православная церковь, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, культурное наследие.

None Ключевые слова: русская иконопись, Богоматерь «Всех скорбящих радость», иконология, атрибуция. Екатерина II дала обет сходить пешком в церковь «Всех скорбящих радость» и поклониться чудотворной иконе.

Ключевые слова: культурное наследие, музей под открытым небом, скансен, «Старая Сарепта».

Указом Президента Российской Федерации он был включен в Перечень объектов исторического и культурного Интерьер в русском стиле как часть культурного наследия.

Оценка состояния культурного наследия народов Российской Федерации: 2011 год / Рос.

Канон в иконописи

Поскольку икона, являя откровение Божественной реальности, несет миру и раскрывает символическими средствами догматические истины, для иконописца важно следовать правилам, способным эти истины в их полноте явить.

Что же такое канон? Канон – есть система стилистических правил, которые в искусстве задают норму толкования художественного образа и определяется как образец для наследования.

Канон – единая, постоянная, устойчивая форма, содержание которой «фиксирует разум Церкви под благодатным покровом Святого Духа, в ней действующего» (Стародубцев О.В. – С.22). Канон возможно рассматривать и как тот кратчайший путь, который способен привести ищущего к искомой цели.

Иконописный канон непреложен и незыблем, как Истина Христова, правила Вселенских Соборов и все, что составляет видимую сторону жизни Церкви.

В Византии время появления «иконописного подлинника» соответствует эпохе Македонской династии, а на Руси иконописный канон сформировался только к 16-17 вв.

Этапы написания иконы

Иконопись – явление своеобразное и довольно сложное.

Различают разнообразные виды иконы: мерная икона, , и т.д.

Вне зависимости от вида иконы, иконописец должен соблюдать определённые правила, выдерживать принятую последовательность при работе.

Традиционная техника написания иконы складывалась в течение двух тысячелетий.

Сам процесс изготовления иконы трудоемкий и длительный, в нем соблюдается определенная строгая последовательность: начинается все с подготовки доски – основы, затем приготавливаются краски, выполняется золочение, после чего происходит сам процесс иконописи и покрытие иконы олифой. Интересно, что все эти этапы написания иконы носили на Руси название «ремесла», так как каждый этап выполнял отдельный мастер.

Источник: http://mfc-livar.ru/zakony-pri-ikonopisanii-80390/

/ Корпоративное страхование / Законы при иконописании

Внутренние законы и внешние узаконения в истории развития дренерусской иконописи

Древнерусская иконопись представляла собою явление высокого и благородного искусства. Создатели изумительных по впечатляемости икон были замечательные мастера, коих с полным правом и основанием можно поставить в один ряд с современными им гениальными художниками западно-европейского искусства.

Однако русские художники-иконописцы были объединены некоторыми, регламентирующими их деятельность, специальными законами и установлениями, которые накладывали свой отпечаток на всю их работу и в зависимости от времени или способствовали, или тормозили как эстетико-стилевой, так и чисто технологический прогресс развития иконописи как искусства. Эти законы в старой Руси были строги и категоричны, так как они касались такого святого и богоугодного дела, как иконопись, т. е. создание для верующих священных образов, помещаемых в храмах и предназначаемых для молитвы.

Первоначально, когда иконописцы были

Законы композиции в уставной православной иконописи

Наряду с цветовыми и световыми соотношениями композиция является наиболее значимым и заметным компонентом всего изобразительно-выразительного строя иконы.

Само слово «композиция» в переводе с латинского означает составление, связывание, соединение частей. «Словарь терминов изобразительного искусства» объясняет композицию как структуру и взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которых зависит весь его смысл и строй.

Целенаправленным единством композиции художник выражает содержание своего замысла, делает этот замысел доходчивым и впечатляющим. Как привило, композиция строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных композиционных элементов; помимо соподчинения область композиции включает также и самый выбор, состав таких элементов.

[1, с.72] Иными словами можно сформулировать понятие «композиция» как законы, правила, приемы и средства выражения замысла автора на картинной плоскости (или в каком-либо объеме).

Иконное мастерство и каноничность

25-26 января 2013 года в Москве на ХХI Международных Рождественских Образовательных Чтениях проходила конференция Межвузовского иконописного совета «Церковное искусство в современном обществе». Предлагаем вашему вниманию текст доклада клирика храма святителя Николая в Клённиках протоиерея Николая Чернышева «».

Протоиерей Николай Чернышёв. Фото Юлии Маковейчук C VII Вселенского Собора иконопочитание неизменно в декларируемых принципах.

Но формулировки Собора, при всей их ясности, таят в себе, как и другие догматы, немало тайн, ждущих раскрытия. Ведь догматы, как и само Евангелие, отцы учат воспринимать не как инструкцию, а как некое задание, которое Церковь исполняет опытом своей жизни, постепенно воплощает содействием Святого Духа.

Источник: https://help-avto76.ru/zakony-pri-ikonopisanii-34052/

О ваших правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: